Вологодские росписи. Народные промыслы Вологодской области

Вологодская земля является родиной многих замечательных промыслов. Особое место среди них занимает роспись по дереву, которая имеет богатое разнообразие видов. Она была широко распространена на Русском Севере в конце 19-20 веков. В каждой местности на протяжении столетий были выработаны свои приемы, и свой своеобразный язык росписи.

Вологодская роспись - одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью Вологодской росписи является декоративность и реальность воспроизведения природы - ягод, листьев, цветов.

Подарки с вологодской росписью приносят в дом радость, они не только красивы, но и практичны в использовании.

Роспись украшает бочата (от 300 рублей), салатники (от 300 рублей), конфетницы (от 400 рублей), ложки (от 160 рублей) и другие изделия. Нарядные и праздничные изделия с вологодской росписью приносят радость в наш дом, служат хорошим подарком, и в то же время всеми предметами можно пользоваться в быту, они утилитарны, добротны и прочны.

Шекснинская «золоченка» — необычно яркая, «огненная роспись». Корнями уходит в древнерусскую культуру, напоминая травные орнаменты икон и рукописных книг. Основные мотивы росписи — причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор.
Выполняется под заказ.

Будем рисовать вот такой круглый поднос с хохломским узором.

Нам понадобится:

Кисти белка 1, белка 2, широкая плоская для фона, ваша любимая для вашего лака;

Краски (в принципе, любые укрывистые, но лучше водостойкие, например, темпера)

Эскиз на бумаге

Собственно поднос (у меня он диаметром 25 см по выступам фигурного края)

Лак (любой не сильно желтящий, я, например, использовала ПФ-283)

Немножко фантазии и много усидчивости:)

Покрываем наш поднос базовым фоном. В хохломе это золотой (мы не совсем точно соблюдаем оригинальную технологию), в вологодской (северной) разновидности хохломы используется серебряный фон, я же в данном случае поэскпериментировала, и взяла тёплый жемчужно-белый цвет.

Пока фон сохнет, да ещё и со всех сторон, у насесть куча времени на прорисовку эскиза. Об этом этапе я напишу чуть позже (на примере именно этого эскиза) в отдельном МК, сейчас же мы имеем уже готовый эскиз точно для нашего произведения, нарисованный на бумаге (у меня была калька).

Разместим готовый эскиз на нашем блюде, закрепим малярным скотчем и передавим шариковой ручкой с кончившимся стержнем на наше блюдо. Линии получатся не цветные, зато рельефные -- видимые только под определённым углом. Сфотографировать это у меня не получилось, так что смотрим фотографию следующего этапа -- тонкой кисточкой начинаем по этим линиям обводить чёрной краской.

На мой взгляд, для этого нет ничего лучше белки-1 и чёрной темперы, но если вам удобнее другими -- воля ваша.


Линии должны быть очень тонкими и аккуратными, так как фон потом у нас будет не везде чёрный, и неровные линии будут сразу заметны неаккуратным грязным пятном. При этом вовсе не надо заморачиваться на равномерную толщину на протяжении всей длины линии -- достаточно, если утолщения будут в гармоничных местах, например, в середине фигурной скобочки. Вот что должно получиться итоге.


При внимательном рассмотрении можно заметить, что некоторые линии, особенно зубчики листиков, не замкнуты. Это не от моей рассеянности или лени, а потому что при не-чёрном фоне так получается лучше. Если бы фон был ещё светлее (например, красный), да ещё и весь, а не как тут, зонарный, то и стебли надо было бы прорисовывать только одинарной линией -- вторая была бы цвета фона.

Также я решила не обводить ягодки чёрным, так они на данном этапе отрисованы не были, только ножки для них.

Теперь мы решаем, где именно будут проходить границы чёрного и голубого фонов, и начинаем заливку. Попутно оставляем незакрашенным место под ягодки. Для фона берём кисточку потолще -- отлично подойдёт белка-2 . Более того, если она не подходит, хочется взять кисть потолще -- значит, вы не лучшим образом составили эскиз, оставив слишком много места под фон:)



Сочтя, что оставлять место под ягодки несколько утомительно, тем более, что потом всё равно придётся уточнять их очертания, я применительно к голубой части фона попробовала обратный порядок.

Сначала ягодки:


А потом и голубой фон. Разницы по трудозатратности особой не заметила:)

Снова вооружаемся тонкой кистью и чёрной краской и делаем разживку. Немножко красных точечек, натыканных обратным концом кисточки, оживят картину.

Любуемся. Дожидаемся высыхания -- и идём с нашим шедевром к зеркалу, выискивать упущенные недочёты. Почему не просто смотрим? Да потому что глаз замылился, а так -- словно другой объект. Кроме зеркала ещё хорошо помогает сфотать и подробно рассмотреть. Например, тут становится видно светлое пространство между ягодками, которые на чёрном фоне. Исправляем все обнаруженные недочёты и пишем травку вокруг всего стебля и вообще, где много пустоты.

Вологодские росписи - направление декоративного искусства народов севера страны. Роспись по дереву известна на Руси давно, она развивалась повсеместно, во всех районах огромной территории. Отличие состояло в технологии подготовки изделия к работе, в наборе традиционных орнаментов, в преобладании каких-либо цветов. Только в известно более десяти видов росписи, отражающих своеобразие северного края и конкретных мест, в которых они появились.

Вологодская художественная роспись

Если посмотреть на карту Вологодской области, то не найдется населенных пунктов, где бы не развивался этот народный промысел. Жители берегов Северной Двины, Сухони, притоков Юга и Лузы, а также центральных и западных районов Вологодской губернии украшали свои жилища, бытовую утварь, мебель, орудия труда, посуду рисунками, свойственными только их местности. Никто не знает, сколько видов росписи утрачено, но те, которые удалось сохранить, являются ценностями отечественной культуры.

Суровый край, богатый лесом, требовал от людей выносливости и способствовал самовыражению в виде развития ремесел, связанных с теплом дерева. Сначала появилась художественная резьба, а вологодская роспись деревянных изделий возникла значительно позже. Она подхватила темы, предложенные более ранним промыслом, и значительно их расширила, оставив в своем арсенале приемы и технологии данной местности.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

Харовская роспись

В Харовском районе используется для росписи деревянных изделий свободно-кистевая технология с графической оживкой и осветлением. Традиционно в росписи этой местности изображались растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своих домов. Львы на рисунках очень забавны. Они то похожи на собак, то на кошек, то стоят на задних лапах. Реже рисовались люди и птицы. Цвета фона преобладали коричневые, зеленые, темно-бордовые. Краски для росписи использовались коричневого, голубого, зеленого цветов.

Изделия с росписью найдены участниками поисковой экспедиции в Харовском районе. Их остается все меньше, и задача художников, пытающихся возродить этот промысел, состоит в сбережении найденных образцов, их изучении и копировании.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в отдаленной деревне Глубоковке родилась роспись, состоящая из классических элементов, которые соединяются в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но название росписи дала именно эта. Глубоковская роспись так богата разными элементами, что все их сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, завитки, капли, скобочки и многие другие. Ранние работы имели в преобладании оливково-коричневые цвета, более поздние - оранжевые и красно-коричневые.

Расписывались такой росписью прялки, шкафы, двери. Современные мастера с большим искусством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет из крупных завитков является традиционным элементом глубоковской росписи.

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, веселящая глаз роспись. Мелкий узор из точек и лепестков, побегов и семян создает некое то ли дерево, то ли цветок. Особенность гаютинской росписи в симметричном заполнении плоскости, словно идет штамповка фрагмента по всему изделию. В создании росписи участвует много ярких красок: красная, оранжевая, зеленая, золотая. И вся эта красота накладывается на красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение - это Мировое Древо, связывающее Землю и Небо и разбрасывающее семена всех растений. Если это так, то орнамент напоминает о наших языческих корнях.

Раньше этим узором украшали чаще всего прялки - те, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные вологодские художники оформляют так деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Шекснинская роспись

Яркая, нарядная роспись, годная только для праздника или украшения, относится к разряду малоизученных. Она создавалась на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золоченый узор, потому-то жители Шекснинского района зовут ее «золоченкой».

В росписи используются фантастические растения, переплетающиеся в красивый орнамент. На растениях небывалые цветы и ягоды, иногда встречаются райские птицы.

Шекснинская роспись напоминает золотую Хохлому, рожденную в Нижегородской области. Как похожая техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, истоками создания и той, и другой росписи были орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих районах разная.

Верховажная роспись

Эта роспись относится к свободно-кистевой. Изображение рисунка, в данном случае цветочной ленты, смотрится немного размыто, очень естественно и объемно. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листочки.

Такой стиль не был известен нашим предкам. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат.

В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись.

А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области.

Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области.

Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название - «вологодские росписи».

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX - начале XX веков. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около двадцати видов росписи.

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции - древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри. Она отличается многоцветием: красные, оранжевые, зеленые, голубые, золотые и серебряные оттенки накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Сокровенная символика гаютинской росписи - символика мироздания и мироустройства. Такая роспись присутствовала в основном на прялках, а современные вологодские мастера украшают ею сувениры - шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.

Шекснинская золоченка до недавних времен относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, - основные мотивы шекснинской росписи. По цветовой гамме и манере письма она напоминает хохломскую («кудрину»), а узоры ее похожи на орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Ею украшали предметы мебели и внутреннюю отделку домов. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX - начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый, а желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных.

Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Он трактовался как страж, оберегающий хозяйское добро. Кроме того, в Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда. Просматривается в его узорах и древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера - древа жизни. Ведущий орнамент, «цветущая ветвь» - одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» - распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. Так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.

Уфтюгская роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.

Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона - вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция - гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные грациозные птицы. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.

Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку - блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными - розан, ягодка, тюльпан, листок, так и животными - лев или птицы. Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».

Роспись по дереву наравне с другими видами традиционного народного творчества входит в золотой фонд отечественной культуры. Многие традиционные центры росписей в большей или меньшей степени давно изучены и успешно развиваются в насгоящее время. Большое количество публикаций посвящено хохломским (семёновским, крутецким), Городецким, северодвинским росписям, народной художественной кулыуре Ваги, Мезени, Прикамья, Печёры.

К сожалению, многие центры крестьянских росписей, имеющие локальное значение, пока ещё не получили должного освещения в научной литературе. До недавнего времени к числу таких малоизвестных росписей вологодского края относилась и шекснинская золочёнка. Это графическая роспись с яркими растительными и геометрическими орнаментами, выполненными золотым и чёрным цветом на красных фонах. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее ВГМЗ) имеется 21 прялка и два трепала с шекснинской золоченкой, созданных в конце XIX- начале XX века и 13 предметов сувенирного характера, выполненных современными мастерами.

Впервые произведения с этими росписями были опубликованы сотрудником Загорского государственного историко-художественного музеязаповедника О.В.Кругловой после проведения в 1968 году экспедиции в Шекснинский и Череповецкий районы Вологодской области и последующего показа экспедиционных материалов в Вологодском краеведческом музее. Коллекция предметов с шекснинской золочёнкой в Вологодском музее была сформирована в результате нескольких историко-эгнофафических и архиографических экспедиций.

Целевые экспедиции по сбору материалов по «Шекснинской золочёнке» были совершены в 1990 и 1992 годах сотрудниками отдела народного и декоративно-прикладного искусства ВГМЗ. Местные жители эту роспись называли «золочёнкой». Однако в научной литературе такой термин закреплён за традиционными росписями, бытовавшими в Новоладожском уезде Петербургской тубернии. Здесь были распространены росписи с живописными «вазонами» и букетами на золотых (бронзовых) фонах, которые коренное население также называло золочёнкой. Под этим названием они и были опубликованы сотрудником Русского музея М.А.Сорокиной, тщательно исследовавшей этот центр.

Исходя из выше изложенного, было предложено традиционные народные росписи, бытовавшие в средней части бассейна реки Шексна, называть «шекснинской золочёнкой», т.к. это определение уже утвердилось в музейной практике и среди мастеров. Благодаря деятельности студии «Вологодские росписи», успешно работающей при ВГМЗ, была отработана методика письма шекснинской золочёнки. Обучение этой росписи вошло в учебную программу Губернаторского колледжа народных промыслов города Вологды. Активно с этой росписью работают мастера и художники фирмы «Надежда», занимаются развитием местной росписи и мастера Шекснинского района.

Для успешного восстановления народных росписей требуется не механическое копирование, а углублённое изучение народной художественной культуры края, знание географии росписи, особенностей развития ремёсел в данной местности, представление о рынках сбыта, экономических и культурных связях территории.

Росписи шекснинская золоченка были распространены на небольшой территории, в бассейне верховьев рек Тошки, Согожи, Углы, ка терригории Домшинского, Любомировского, Братковского и часги Чёбсарского сельсоветов Шекснинского района Вологодской области.

Северная граница раскроем ранения росписи проходит но линии, соединяющей населенные пункты Кущуба, Чёбсара, Шексна; восточная идёт но водоразделу рек Кольдуга, Кущуба и Лухоть, то еегь практически но восточной границе Шекснинского района.

Юго-восточная граница проходит через деревни Панушино, Поповское, идёт севернее заболоченного района Большой Гуласихи. Западная - от Еремеева и Любомирова поднимается к северу - к Браткову, Цибику и уходит через Молодки до Чёбсоры.

Восточная часть района до революции 1917 года входила в состав Вологодского уезда (Марьинская, Братковская, Несгсровская, Воронцонская, Сиземская вол.), а западная часть входила в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Земли, на которых бытовала роспись, находятся на стыке границ Русского Севера и Верхнего Поволжья, что, конечно, не могло не отразиться на художественном и образном строе росписей. В основном, росписи в данной местности встречаются на прялках.

Тип прялок на территории в бассейнах рек Шексны и Согожи некоторые учёные относят к поволжским, другие считают разновидностью древней новгородской столбчатой прялки. К этому типу относятся согожанки, гаютинские и прялки с шекснинской золочёнкой. Прялки корневые (копыльные), более массивные, чем гаютинские, но лёгкие, так как изготовлялись из соснового дерева, а сосну не зря называют «звонкой».

В классификации А.А.Бобринского этот тип прялок не отмечен. Примечательна форма прялок. В сравнении с большими и массивными северными (каргопольскими, кирилловскими) прялки этого региона лёгкие, небольших размеров с маленькой трапецевидной лопасткой, высокой прямоугольной ножкой-столбиком и широким или лопатообразным устойчивым донцем.

Формирование росписи шекснинская золочёнка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А.Рыбакова красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нём связывалось с огнём. Сочные браные узоры, называемые в данной местности «выкладами», и многоцветное выборное ткачество органично входили в праздничный женский костюм.

Раскрашивалась токарная посуда, швейки с фигурными точёными ножками, самопрялки, детали ткацких станов и даже берестяные лычки в плетёных изделиях. Образцы бранного и выборного ткачества с вышивкой цветной тамбур. Ритмичное чередование цветных полос также являлось декоративным убранством предметов. Необходимо отметить, что территория бытования росписи находилась на тортовых путях, и близость крупных городов влияла на формирование вкусов местного населения.

И, наконец, крупнейшие монастыри Русского Севера: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Череповецкий Воскресенский с богатейшими собраниями икон, рукописных книг, драгоценных узорных тканей, предметов прикладного искусства, великолепной архитектурой оказывали огромное влияние на эстетическое и нравственное развитие населения. Центром духовной культуры являлся также и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (ныне затопленный Рыбинским водохранилищем).

В монастыре игуменьей Таисией была собрана библиотека из «значительного числа редких книг»". Исследуемый район имел много старообрядческих приходов. В домах старообрядцев бережно хранились старые иконы, произведения мелкой пластики: медные литые иконки и кресты с перегородчатыми эмалями. Основы художественной образности шекснинской золочёнки восходят к богатой древнерусской культуре: иконописи, рукописной миниатюре, орнаментальному оформительскому книжному искусству.

На одной из прялок на торцовой стороне в месте перехода ножки в донце нанесена круглая золотая печать, что действительно свидетельствует о влиянии книжного искусства. Орнаменты росписи отдалённо напоминают миниатюрные заставки рукописных книг. Росписи на многих прялках писались также как и иконы, по левкасу, цветовой строй близок иконописным памятникам. Мастера не переносили готовые орнаменты на бытовые предметы, а творчески переосмысляли и перерабатывали накопленный опыт, они восприняли книжную и иконописную традицию, соединили её со своим мифопоэтическим миропониманием и создали яркую декоративную роспись.

Перед росписью мастера грунтовали дерево, использовали красные охры. Для наведения фона брали краски, перетёртые с олифой, возможно, наносили слои несколько раз, предпочитая тонкие лессировочные. Этот факт также указывает на то, что технологически мастера росписи много взяли от иконописи. В орнаментальных композициях на ножках прялок угадываются стилизованные изображения церквей, увенчанных луковицеобразными главами или купольными покрытиями. Они перекликаются с образами храмов на древних иконах. Искусство иконописи, безусловно, наложило отпечаток на творчество мастеров росписи.

Писали, возможно, оловянным порошком, растёртым также на олифе, вероятно, с добавлением смолы. Для черной разживки применяли фабричные краски либо сажу, растёртую на олифе. Готовую роспись покрывали в несколько слоев густой или более жидкой олифой. Под слоем олифы серебряный цвет превращался в золотой. Росписи выполнялись по жёсткой композиционной схеме, и представляли собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах.

Золотой цвет росписи в сочетании с чёрным контуром и красным фоном составлял яркую контрастную праздничную гамму и был созвучен красочному строю древних икон. Часто приходится слышать от людей, незнакомых с росписью шекснинская золочёнка, что они напоминают золотую хохлому. Надо ли говорить, что и та, и другая роспись развивалась под воздействием древнерусского искусства, искусства иконописи. Мастера на лопастках прялок изображали раскидистый куст или переплетённые ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась в профиль с поворотом головы вправо - «птица с оглядкой» и была больше похожа на сокола.

Тело птицы у одних мастеров вытянутое и несколько уплощённое, у других более округлое. Хвост с разработкой отдельных перьев зачастую переходит в пучок трав или листьев, крыло чуть приподнятое вверх, голова увенчана небольшим хохолком. На голове выделялись большие круглые или с удлинённым разрезом век глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы кажутся хищными. Лопастка прялки - семантически значимая часть, на ней, как правило, изображали знаковые образы. В народной мифологии золотая птица называлась Жар-птицей и символизировала Солнце.

По представлениям наших предков Солнце подобно «златокрылой блистающей птице» возносится на небесный свод и озаряет землю. Из далёкого времени до нас дошла поговорка: «Ясен сокол пришёл - весь народ пошёл», то еси» встало солнце, пробудились люди. В некоторых легендах птица-Солнце восседает на старом дубе. По мнению А.Н.Афанасьева, народная фантазия годовое течение времени уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-Солнце.

На прялках древо в виде раскидистого золотого куста может служить метафорическим образом иного мира (рая). На некоторых лопастках изображено только одно Древо (куст) без птицы. Раскидистые ветви с мягко-изогнутыми стеблями, подвижными листьями и тюльпанообразными цветами занимают практически всю плоскость лопастки. Среди лист вы мастера помещали круглые завитки с ягодами и своеобразные плоды. Рисунок заключался в рамочку по контурам лопастки. По верхнему краю шёл орнамент из полукружий, пересечённых углами с воппятыми сторонами или перекрещенных волнистых линий с острыми мысами, а по боковым сторонам и низу сдвоенные полуовальные или прямые линии.

Художник словно обрамлял вход в этот сказочный мир, изображённый на семантически значимой части прялки. Городки очерчивались золотистыми и чёрными линиями, с розеткой (точкой) в середине, треугольники второго ряда городков обычно окрашивались мастерами в тёмно-зелёный или даже чёрный цвета, таким образом, выделяя ещё ярче украшение ромбовидных рисунка с внешних и акцентировались чёрными линиями, густая штриховка выполнялась вдоль краёв или посередине листьев, на плодах и изображениях птиц, что придавало незначительный объём всей композиции.

Ножка полностью или частично украшалась стилизованными растительными орнаментами с элементами геометрического рисунка в виде ромбов и треугольников с вогнутыми сторонами, петлеобразными фигурами, круглыми розетками. В рисунке часто встречаются ромбы с точками - символами засеянного поля, в народном фольклоре знака плодородия и изобилия. Росписи на ножках связаны и с земным миром.

Условно и схематично в орнамент вводились архитектурные элементы: окна, крыши, купола, шпили храмов и т.д. Такие изображения были навеяны зачастую окружающей действительностью. Западные земли Вологодской губернии отличались обилием храмов и часовен, в жилых помещениях часто устраивались сдвоенные окна, так называемые итальянские, которые давали больше света. Мастера умело вплетали архитектурные конструкции в растительный орнамент из симметрично расположенных листьев, капель, завитков. Элементы росписи подчеркивались, а н некоторых формах и заполнялись чёрным цветом, в роспись тактично вводился зелёный цвет.

Рисунок на ножке обрамлялся по краям золотыми и чёрными линиями. Боковые стороны ножек иногда расписывали завитками «с ягодкой», волнистым стеблем с листиками или плетёнкой. На оборонной стороне лопастки мастера могли указать дату создания росписи. На тех прялках, где середину лопасгки, куда привязывали куделю, очерчивали чёрной рамкой и оставляли неокрашенной, виден по границе охристо-оранжевый первый слой краски. На большей части прялок оборот лопасток вовсе не окрашен. Донце окрашивалось только частично у головки или отделялось от росписи и окраски чёрной линией.

Сохранились имена мастеров, работавших в конце Х1Х-начале XX века:

  • Дитин Григорий Леонтьевич (1875-1965), д. Кожевниково;
  • Пряжеников Иван Иванович, д. Дьяконица;
  • Ротов Иван Ефимович, д. Великая;
  • Урасков Иван Яковлевич, д. Дьяконица и
  • мастер Василий Северьянович из д. Булатово или Дьяконица.

Многообразием элементов, стройностью орнаментов, изяществом рисунка выделяются работы И.Е. Рогова и Г.Л. Дитипа.

Работали масгера по заказам, но прялочное ремесло не было поточным производством. Расписные прялки, как правило, покупали дочерям в приданое. По сведениям местных жителей, купить такую прялку могли в основном состоятельные родители, так как она стоила дорого. Это объясняет, почему в музейной коллекции имеются незначительные собрания или даже единичные экспонаты предметов с шекснинской золочённой.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что при изучении местных видов или даже разновидностей уже известных типов росписи, открывается удивительный высокодуховный и красочный мир, мир, в котором счастливо переплелись далёкие языческие верования, житейские наблюдения и глубокие основы православия.

«Ещё совсем недавно народному искусству, в том числе и росписям, предрекали физическую гибель из-за потери интереса к нему населения. И действительно, многие промыслы и даже целые области народного искусства утраз или своё значение в быту, что привело их к быстрому исчезновению. Однако, не успев лиштъея, казалось бы, обречённой на гибель области своей культуры, человечество тут же ощутило острую потребность в ней».

Статьи по теме