Пословицы раскрывающие значение. Пословицы их смысл
Как и в случае с крылатыми выражениями многие русские пословицы и поговорки потеряли свой первозданный смысл. Чаще всего, хоть и не всегда, это было связано с утратой их окончания.
Например, всем известная поговорка: «Голод не тетка», продолжается как «пирожка не подсунет» (есть разные варианты окончания).
Как в усеченной, так и в полной версии смысл один и тот же: голод - это жестокое испытание, которое не пожалеет, словно родственник, а наоборот, может подтолкнуть любого на совершение преступления.
Но сегодня мы с вами разберем именно ту часть славянского наследия, которая дошла до нас в искаженном виде.
Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше
Общепризнанное значение пословицы заключается в том, что любой человек ищет себе место, где ему будет хорошо и комфортно. Однако есть версия, что первоначальное значение было другим:
Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше послужить Родине.
То есть речь шла не о меркантильных чувствах человека, а, наоборот, о благородных порывах души. Утверждать, что это правда, я, конечно, не буду, но сама теория выглядит красиво.
Бедность не порок
Так говорят, чтобы показать, что бедности нечего стыдиться. Однако оригинал:
Бедность не порок, а вдвое хуже, намекает на то, что лучше иметь какие-то пороки, чем быть бедным. Причем акцентировать внимание нужно не на том, что в пороках есть какая-то польза, а в том, что нищета - это очень тяжелое и негативное явление, с которым лучше не сталкиваться.
Гол как сокол
Сейчас так говорят про человека, у которого нет ничего за душой. Славяне же под этим подразумевали не просто бедного человека, но и смекалистого, пробивного, говоря:
Гол как сокол, а остер как топор.
Ты кашу заварил - тебе и расхлебывать
Изначально сия пословица понималась буквально: крестьянин, приходивший в гости к соседу и получавший приглашение отобедать, из вежливости отказывался и отвечал именно этими словами.
Теперь же мы понимаем ее в переносном смысле: каждый человек должен сам справляться со своими проблемами.
Кто старое помянет - тому глаз вон
Пословица учит тому, что нужно забывать прошлые обиды и прощать людей, причинивших нам зло. Однако в оригинале она звучит как:
Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
То есть не нужно точить зуб на обидчика, однако и забывать про причиненное вам зло тоже не стоит - нужно быть готовым к повторной подлости от этого человека.
Горбатого могила исправит
Взрослого человека, сформировавшегося как личность, исправить невозможно. С этим сложно не согласиться. Наши предки же говорили иначе:
Горбатого могила исправит, а упрямого дубина.
Они имели в виду то, что физическое несовершенство тела человека исправить уже невозможно (да, пластических хирургов и возможности поставить себе, например, протез ноги, тогда не было), а вот духовно-нравственные качества можно и нужно исправлять в лучшую сторону.
На тебе, Боже, что нам негоже
Такое неуважение к Богу в те далекие времена люди вряд ли бы стали проявлять. Они говорили:
На те, небоже, что нам негоже.
Слово «небоже» произошло от «небога» - так в старину называли нищих и убогих. То есть сирым и несчастным дарили то, что дающему было без надобности.
Везет как утопленнику
Сейчас это означает, что человеку жутко не везет. В давние времена же пословица выглядела иначе и понималась почти буквально:
Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо!
Мол, удача улыбнулась человеку: и помылся, и хлопот, связанных с растопкой бани, у него нет.
Собаку съел
Так говорят про человека, который является мастером или специалистом в какой-то сфере. Он на этом деле «собаку съел».
Наши предки же говорили иначе:
Собаку съел, а хвостом подавился.
Это означало, что некто работу, в общем-то, выполнил неплохо, но не идеально, споткнувшись на какой-то мелочи.
Дело мастера боится
Фразеологизм означает, что мастер способен справиться с любой задачей на «отлично». Но продолжение у этой пословицы опровергает это утверждение:
Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.
Повторенье - мать ученья
Учителя говорят нам это, пытаясь доказать, что повторение - это важная часть образовательного процесса. Исходя же из значения оригинала, можно расценивать это как насмешку над учениками:
Повторенье – мать ученья, утешенье дураков (или как вариант прибежище ослов).
То есть умные понимают все сразу, а глупые только через зубрежку.
Каждый человек о своих проблемах трепещет
Здесь речь идет не о личном эгоизме, а о совместной работе. Наши предки вкладывали сюда такой смысл: каждый человек при выполнении общей работы отвечает за ее определенную часть.
Рыбак рыбака видит издалека
Так говорят о родственных душах или людях, имеющих общие интересы, что позволяет им сближаться.
В оригинале выражение звучало так:
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит
И понималось буквально.
За чужим добром ходит он с ведром
Как может показаться, тут говорится о жадных людях. И, как обычно, первоначальное значение пословицы абсолютно противоположное. Бедные крестьяне, получая материальную помощь от более зажиточных соотечественников, стремились хоть как-то их отблагодарить: например, натаскав им воды из колодца.
Ума палата
Многие говорят так об умных образованных личностях, отличающихся высоким уровнем интеллекта. Но более правильно употреблять поговорку в ироническом ключе, ибо полная версия фразы звучит по-другому:
Ума палата, да ключ утерян!
Делу время, а потехе час
Сейчас мы понимаем это «людоедское» выражение как необходимость большую часть времени отдавать работе, а меньшую - отдыху и развлечениям.
В древности слово «час» служило синонимом слову «время». Когда русский царь Алексей Михайлович (1629-1676) писал эти слова в «Уряднике», то он имел в виду, что нужно равномерно распределять свое время и тратить его как на работу, так и на отдых.
Свою курицу за крыло держи, а чужую - щипли
И опять речь идет не о людской жадности, а, наоборот, о щедрости. На Руси существовала такая необычная забава, когда два человека брали в руки по курице и щипали перья с птицы, которую держал сосед.
Моя хата с краю
Сейчас так говорят, когда хотят показать безразличие и равнодушие к чему-либо. В древние времена же, наоборот, тот, кто жил в хате с краю, отвечал за общую безопасность деревни. То есть первым, увидев нападающего врага, такой человек должен был предупредить всех остальных об опасности.
Не свое - не жалко
В нашем сознании закрепился стереотип, что на чужую и казенную собственность всем наплевать. Поэтому к такому имуществу люди относятся безответственно.
Пьяному море по колено
Думаете, наши предки хотели сказать, что нетрезвому человеку все нипочем? Нет, они имели в виду, что, несмотря на всю ту «храбрость», которую из себя источает выпивший человек, он может «сломаться», встретив самое малое препятствие:
Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
Когда для чужого делаешь, и день не кончается
Казалось бы, пословица означает, что работа «на дядю» - это долгий и бесполезный труд. Но первоначальное значение фразы было иным: когда работаешь на общее благо, а не только на свой карман, то успеваешь сделать гораздо больше.
Первый блин комом
В сегодняшнем понимании она означает, что у человека не получается сделать что-то с первого раза. В древности пословица звучала так:
Первый блин - комАм, блин второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвертый - мне.
Она учила, как нужно вести себя по отношению к другим людям.
А комы – это медведи, которых славяне чтили с древних времен. Любой хозяин в первую очередь должен был предложить угощение (образно) именно им.
От работы кони дохнут
Сейчас так говорят, намекая на то, что человек не должен «рвать пуп» на работе. В оригинале поговорка звучала иначе:
От работы кони дохнут, а люди - крепнут.
Имелось в виду то, что труд полезен и облагораживает человека.
Работа не волк, в лес не убежит
Еще одна народная мудрость, которая сейчас служит оправданием для лентяев и бездельников. В древние времена она понималась по-другому. Крестьяне считали, что от повседневных трудов никуда не деться, поэтому нужно делать их сейчас, а не ждать, пока они «убегут в лес»:
Пословица означала кучу дел, которые нужно решить. Но есть меткое продолжение:
Хлопот полон рот, а перекусить нечего.
В широком смысле это значит, что усердная и тяжелая работа не всегда гарантирует наличие «еды» - достойной оплаты.
Заключение
Получается, что народная мудрость оказалась еще мудренее, чем может показаться сначала. Поэтому, если вы желаете похвастать своей эрудированностью, то, чтобы не попасть впросак, используйте пословицы и крылатые фразы правильно.
созерцательВсе трын-трава
Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?
Когда, в какие времена появились пословицы, эти словесные жемчужины, с помощью которых познаётся истина?
Каждая нация имеет своеобразную копилку из коротких поучительных суждений, коротеньких притч, называемых пословицами. В них – гибкость ума, характер, нравы и обычаи народа, сила языка его. В пословицах — выработанная жизненным опытом практическая философия, передаваемая устно одним поколением другому. Пословицы появились много веков назад.
Пословица полна мысли, добродушия и касается всех сторон внутренней жизни человека; вместе с тем она отличается выразительностью, меткостью, колкостью, юмором и, как говорится, каждому следует мотать ее себе на ус.
Для пословицы равны все сословия и убеждения, и богатый и бедный, и умный и глупый, словом, она ко всем одинаково строга и справедлива. Пословица соприкасается с каждым коротко, откровенно и с насмешкой. Хотя порой она не слишком разборчива в способе выражения, но не следует строго осуждать ее за эту бесцеремонность: ведь пословица, по большей части, зарождалась не в салонах, а в толпе народа. Немцы, например, хитро назвали пословицы — «площадная мудрость».
Самое крепкое нравственное звено, соединяющее людей одной нации, составляет, бесспорно, язык, и потому всестороннее изучение его необходимо для ознакомления с внутреннею жизнью народа. Потребность к таковому ознакомлению в особенности проявляется в настоящее время в повсеместном стремлении к этнографическим изысканиям.
Хорошее знание пословиц может содействовать как серьезному филологическому изучению живых языков, так равно и ознакомлению с нравом и особенностями каждой отдельной нации.
Не каждый вспомнит то или иное стихотворение, поведает басню, но каждый в своей речи найдёт место пословице.
Что такое пословица? Пословица – это свод правил жизни, продукт народной мысли, народного творчества. Трубочист, башмачник, учёный математик, портной, пекарь – люди этих различных профессий и положений были создателями пословиц. Каким образом? Они обменивались тем, «что живёт у них на языке». Так вот и появлялись остроумные суждения, меткие выражения, истинные лукавинки.
В современный период, период противоречий и поиска истин найдется место для объективной мысли далёкого прошлого. Каждая эпоха рождает свои пословицы. Одни забываются сразу, другие шлифуются и занимают свою нишу в языке надолго.
Какое значение имеют пословицы в русском языке?
— изучение пословиц является методом совершенствования языка, методом познания грамматических, фонетических и других его особенностей;
— штудирование пословиц помогает глубже познакомиться с культурой страны, понять образ мыслей, жизнь людей;
— пословица обогащают речь людей, она искрится, плетется, как кружево;
— ряд пословиц являются откликом на исторические события, по ним мы можем изучать эпоху, общественные взаимоотношения.
Изучайте пословицы – «до пределов вселенной слава их доходит».
Инструкция
Под пословицами следует понимать краткие мудрые изречения, имеющие форму законченного . Они обязательно выражают определенное умозаключение и обычно ритмично организованы. В отличие от других жанров фольклора, пословицы используются в нашей речи не специально, а появляются в «к месту», « ».
Основное значение пословиц раскрывается вместе с пониманием мыслей, чувств и переживаний людей на совершающиеся жизненные факты. Интерес к истории своего народа поможет вам правильно уловить смысл, спрятанный в коротких емких фразах.
Старательно изучайте родной язык, чтобы без особого труда разбираться в значении встречающихся в предложениях слов, давно вышедших из активного употребления. Прислушивайтесь к звучанию: ритмическая организация придает определенное эмоциональное значение выражению, интонация выделяет самые значимые по смыслу слова, усиливает выразительность речи.
О том, что эти поучительные фразы придают речи образность и красоту, говорят сами пословицы: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Сила их тоже велика: «Добрая не в бровь, а прямо в глаз». И далеко не всякие слова приобретают мудрую значимость: «Глупая речь не пословица». «На пословицу нет ни суда, ни расправы» - она обладает силой неписаного закона, которому должны подчиняться все люди.
В кратких афористических формулах таятся маленькие умственные задачи, требующие отгадки. В них, как в зеркале, отражаются разные стороны жизни людей, черты человеческого характера, привычки и взгляды на окружающий мир. Часто употребление обобщающих слов «каждый» и «всякий» свидетельствует, что действие распространяется на любого человека.
Появились пословицы, по мнению ученых, еще в эпоху первобытности. Первоначально они носили только назидательно-поучительный характер и имели в основном отношение к трудовой деятельности людей. С течением времени назидательность сохранилась, а круг тематических групп значительно расширился.
Русский народ создал огромное количество пословиц о труде. Важными качествами личности человека считались трудолюбие и мастерство, а лень всегда осуждалась («Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «Для ленивой лошади и дуга в тягость», «Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться»). Житейский опыт крестьян служил основой для создания пословиц о земледельческих занятиях: «Май холодный – год голодный», «Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай».
Внешняя видимость и внутренняя сущность предметов и явлений ярко отражается в содержании. («Не всем казакам в атаманах быть», «Голова седая, да душа молодая»). Временные понятия («Где день, где ночь, там и сутки прочь»), философские раздумья о человеческой жизни и смерти («Жизнь прожить не лапти сплесть», « Век – не поле, вдруг не перескочишь», «Жизнь бежит, а годы », «Мертвым – покой, а живым – забота») нередко служат смысловым организационным центром пословиц.
Мудрые изречения помогают представить самые разные случаи из жизни людей: печаль и радость, суд и спор, брань и балагурство. И шутка с насмешкой слышатся в назидательных фразах: «Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет», «Хвастлива собака была, да волки съели».
Изучение пословиц - это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось.
Объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее. Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.
Существует определенный перечень обучающих пословиц. Их необходимо в обязательном порядке рассмотреть и по возможности применить на практике с вашим малышом
Тип «разъясни пословицу»
В данном случае требуется объяснить своему ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами. Эти действия позволят развить у ребенка мышление, а также научат делать свои собственные выводы. Такие поговорки необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме (на ваш выбор), так и в виде определенных тематических блоков.Пословицы, имеющие тематику труда:
★ Сделал дело - гуляй смело.
★ Дело мастера боится.
★ Любишь покататься – полюби и саночки возить.
★ Терпение и труд все перетрут.
★ Под лежачий камень вода не течет.
★ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
★ Делу время, а потехе час.
★ Труд человека покормит, а лень его испортит.
★ Скучно всем до вечера, если делать нечего.
★
Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.
Не менее распространены среди родителей и пословицы, связанные с учебой:
★ Если много узнаешь, то сильнее станешь.
★ Миру светит солнце, а человеку познания.
★ В ученье свет, а в не ученье тьма.
★ По одежке встречают, а по уму провожают.
★
Век живи, век учись.
Нравятся современным детям пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:
★ Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.
★ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
★ Настоящий друг раскроется в беде.
★ Гуси свиньям не товарищи.
★ Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.
★
Старый друг лучше новых двух.
Весьма познавательными и полезными будут пословицы, направленные на любовь к чтению:
★ Книга красива не письмом, а умом.
★ С книгами жить и век не тужить.
★ Книга мала, но ума придала.
★ Хорошая книга – самый верный друг.
★ Тот, кто много читает, тот все знает.
★
Книга создана для ума, как тепленький дождь для всходов.
Тематика пословиц может затрагивать и какие-то предметы (вещи):
★ Не все то золото, что блестит.
★ Снаружи смотрится мило, а внутри все сгнило.
★ Не на внешность, а по делам рассматривай.
★ Дела не в самом названии, а в исходном содержании.
★
Снаружи все красиво, а внутри пусто.
Обучать пословицы могут и манере поведения в определенной ситуации:
★ Слово – это не воробей, вылетит - не поймаешь.
★ Язык мой – это враг мой.
★ Никто никого за язык не тянет.
★ Семеро одного не ждут.
★ Поспешишь, людей насмешишь.
★ Сделав зло - на добро не надейся.
★ Если взялся ты за гуж, то не говори, что не дюж.
★ Запрягая прямо, поедешь криво.
★
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы могут быть связаны и с особенностями характера:
★ Смелость города возьмет.
★ За правильное дело можно стоять смело.
★
Яблоко от яблони недалеко падает.
Выше описаны наиболее распространенные разновидности пословиц. Поговорки могут быть об особенностях природы, погоды, связанные с семейными отношениями и временами года, так и о растительном, животном мире, о денежных средствах, о достоинствах и недостатках человека.
Тип «продолжай пословицу»
Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь. Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления.
Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение - это необязательно серьёзный разговор. В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.
Тип «у кого больше»
В данном случае также участвует взрослый человек (один из родителей ребенка или воспитатель в детском саду) и непосредственно малыш. Мероприятие напоминает игру с определенными условиями. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.Тип «придумаем поговорку»
Данный способ позволяет научить ребенка самостоятельно составлять осмысленные поговорки и пословицы. Некоторые из них могут быть похожими на уже существующие выражения, но сформулированы в ином виде.
Если рассмотреть поговорки наиболее подробно, можно заметить, что в некоторых из них присутствуют слова «таков - каков», «как – так» и многие другие, созвучно сочетающееся между собой. К примеру, наиболее распространенные поговорки с созвучными фразами:
★ Кто по нраву крут, тот никому не друг.
★ Кто по понедельникам бездельник, тот и во вторник не работает.
★ Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно смотрит.
★ Как руки одежду сшили, так плечи ее и сносили.
★ Кто не работает, тот не ошибается.
★ Кто по весне не лежит, тот весь год будет сыт.
★ Кто есть везде, того нет нигде.
★
Какой отец, таков и сын.
Такие особенности можно взять за основу при создании новых поговорок. Игра, созданная таким образом, понравится каждому малышу. Игровой процесс позволит развить мышление и логику у ребенка – эти познания пригодятся ему в дальнейшей жизни.
При обучении ребенка различным пословицам, необходимо тщательно рассказывать смысл того или иного высказывания. Требуется сделать все возможное, чтобы малыш уловил суть поговорки, а не заучил ее наизусть. Это позволит правильно развить малыша. Ему будет намного проще в дальнейшем, если смысл многих жизненных вещей будет понятен еще в самом нежном возрасте. Правильное поведение позволит привлечь внимание сверстников, у него появится много друзей, ведь все же интересней общаться с человеком, который способен правильно изъяснить свои мысли.