Окружающий мир старшая группа конспекты занятий зима. Конспект занятия в старшей группе "Зима

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?


Тема: «Идет волшебница зима…»

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);

Продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);

Учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);

Приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Чтение художественной литературы»);

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);

Продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественное творчество»).

Развивающие:

Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);

Развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социализация»);

Развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Музыка»).

Воспитательные:

Воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социализация»);

Воспитывать чувство эпатии к родной природе (образовательная область «Социализация»).

Оздоровительные:

Регулировать смену деятельности; (образовательная область «Здоровье»);

Чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Здоровье»);

Снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Здоровье»).

Оборудование:

Магнитофон;

Аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;

Иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;

Аудиозапись;

Магнитная доска;

Мольберт;

Картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;

Ножницы;

Бумага;

Подушки 8 шт.;

Синтепон;

Декоративная трава;

Стеклянные банки 2 шт.;

Снежки.

Предварительная работа:

Разучивание подвижной игры для физкультминутки;

Обучение вырезанию снежинок из бумаги.

Ход занятия

Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.

Где мы были в прошлый раз?

Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.

Какие деревья встречаются в смешанном лесу?

Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.

Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).

Ответы детей:

На картине изображена зима,

На картине изображен зимний лес.

Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики).

Ребята, отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!

Ответы детей: декабрь.

Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.

Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

Как вы думаете, почему люди так говорили?

Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.

Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.

В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д.

Воспитатель ответы детей показывает на картинке.

Послушайте загадку про следующий месяц:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

Ответы детей: январь.

Воспитатель показывает картинку с изображением января.

Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».

Что бы это значило?

Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.

А греет ли январское солнце?

Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.

Январь считается самым холодным месяцем года.

В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».

В какой сказке мужик мороза не испугался?

Ответы детей: в сказке «Два мороза».

Почему он даже разделся в сильный мороз?

Ответы детей:

Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали

И в снежки играть мы стали.

(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).

(После физкультминутки дети садятся на свои места).

Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Ответы детей: февраль.

В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».

Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.

В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

Как вы думаете, что такое метель?

Ответы детей: ветер со снегом.

Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

Скажите, как можно описать каждый месяц?

Ответы детей:

Декабрь – это самый темный месяц года.

Январь – это самый холодный месяц года.

Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.

Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?

Ответы детей: из снега, снежинок.

Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).

Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).

Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло.

А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек).

Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку).

Ребята, а что это такое?

Ответы детей: это зеленая трава.

Ответы детей: слой снега не пропускает холод.

Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала?

Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица».

Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?

Ответы детей: девочка стала грустить весной.

Почему?

Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять.

Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет?

Ответы детей:

Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный).

Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре.

Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом).

Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял.

Почему, как вы думаете?

Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу.

Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.

Какие зимние месяцы мы вспомнили?

Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

Какие природные явления мы научились различать?

Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.

Для чего нам это пригодится?

Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.

Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.

Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебница Зима»

Разработала: Кутуева Евгения Викторовна

Воспитатель МАДОУ «Д/с №89»

    Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;

    развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

    воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

    воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;

Материалы:

    иллюстрации художников Розен, Янов, Самохвалов, В. Шишкин,

    игрушка снеговик

    стихотворение Пушкина А.С.

    отрывок стихотворения И.Сурикова

Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Викторовна. А посмотрите, кто еще со мной пришел к вам в гости? (ответы детей)

Правильно, снеговик. Это мой помощник, зовут его Снежок! Давайте с ним поиграем! Мы будем подходить к вам, а вы называете свое имя.

Итак, мы познакомились! А скажите, дети, из чего сделан снеговик? (ответы детей).

Совершенно верно – из снега! А когда у нас бывает снег?

Снег на полях,

Лед на реках,

ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

Молодцы, угадали! Сегодня мы поговорим о зиме, а Снежок нам поможет!

Посмотрите, что у меня тут есть. Это стихотворение принес Снежок, но он забыл его дописать, давайте подскажем ему нужные слова!

Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………………………………………. снег

С неба все скользят пушинки серебристые………………………………………снежинки

Вот веселье для ребят все сильнее…………………………снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ………………….снежки

Словно в белый пуховик нарядился……………………… снеговик

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………… снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………… . снег

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит как в сказке.

Мы со Снежком приготовили для вас картины, посмотрите на них внимательно и скажите, какое время года на них изображено.

Правильно, никто не ошибся! У вас у всех разные картины, а вы все ответили, что это зима. Почему вы так подумали? (ответы детей)

Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года.

Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как красиво говорит поэт о зимней природе

Я предлагаю вам немножко поиграть, встаньте рядом со своими стульчиками.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. .
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Какие выводы мы можем сделать? (ответы детей). Молодцы, мы все знаем что зимой стали дни короче, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала.

А напоследок давайте покажем Снежку, что мы все-все про зиму знаем!

Поиграем в игру, называется она «Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!»

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимнего времени года.

Что случилось?

1. Стало холодно.

2. Выпал снег.

3. Замерзла вода.

1. Солнце греет не так сильно как летом.

2. Холодно.

3. Холодно.

Дорогие ребята, вам понравилось играть со Снежком? Нам тоже было интересно с вами! Но, к сожалению, нам пора возвращаться домой! Мы никогда не забудем встречу с вами!

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе.

Тема «Зима. Зимние забавы».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,

продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; какими видами спорта можно зимой заняться.

Вызвать у детей интерес к экспериментированию (назвать свойства снега; откуда появляется снег; из чего состоит снежинка; почему снег скрипит во время мороза).

Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать доброжелательное отношение к природе и её обитателям.

Оборудование: миска со снегом, стаканчики

Активизация словаря: снежная, тихая, игривая, шаловливая, злая и ворчливая.

Обогащение словаря: « хмурень»;«лютень»; «ветродув»;«снеговей».

Ход.

Звучит песня из кинофильма «Чародеи» «Три белых коня».

Воспитатель. Что это за сказочные кони звучат в песне?

Да, это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Зимушка-зима приехала к нам в серебряной карете на трёх белоснежных скакунах. Первого коня зовут Декабрь, второго коня – Январь, а третьего – Февраль .

Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Долго длится зима. У зимы капризный, изменчивый характер. Зима бывает тихая и снежная, игривая и шаловливая, а иногда злая и ворчливая. Люди одевают теплые шубы и шапки.

На земле все идет своим чередом. Каждое время года следует, точно как распорядилась природа. Нам повезло, мы с вами видим воочию все времена года.

А есть места на земле, где круглый год зима или лето.

Зима сковала, реки и озера, крепким льдом запорошила лесные тропинки, укрыла белым покрывалом всю землю.

«Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось?» (снег)

Вы, правильно угадали – это снег.

Кто ответит, из чего снег и как он появляется на земле? Ответы детей

А вот, что бы убедиться какой он, я предлагаю вам набрать снега из миски в стаканы.

Возьмите его в руки.

Что произошло с ним? Он тает, почему? Превращается в воду.

Какой он? Холодный, мягкий, хорошо лепится.

Сейчас он мягкий, потому что в комнате тепло, а если вынести его на улицу и оставить его до утра, что с ним произойдет? (замерзнет и превратится в лед).

А в морозную погоду он совсем другой, какой ребята? Рассыпчатый, сухой, пушистый).

А почему в морозную погоду скрипит снег? Ломаются лучики снежинок.

Пальчиковая гимнастика.

Стою и в ладошки снежинки ловлю. Пальцем по ладошке

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Помять руки

Но, где же снежинки? Сжать кулаки

В ладошке – вода. разжать кулаки

Куда же исчезли снежинки, куда? Сжимать и разжимать кулаки

Растаяли хрупкие льдинки-лучи, потряхиваем кистями рук

Как видно ладошки мои горячи. потереть ладошки

Зимой игр у детворы не убавляется.

Вы чем любите заниматься?

Показываю презентацию «Зимние забавы».

Зимние виды спорта самые любимые и популярные в народе: катание на санях, фигурное катание, хоккей с шайбой, ходьба на лыжах и т.д.

Мы тоже зимой ходим на лыжах, посещаем каток, катаемся на санках, но любимое занятие – катание с ледяных горок.

А во время оттепели лепим снеговиков.

Физминутка.

Вот снежинки вниз летят руки сверху вниз

На дома и на ребят изображают снежинок

Мы на улицу пойдем шагаем

И в снежки играть начнем наклоняемся лепим и бросаем

Падай снег веселей руки вверх-вниз

Будет все кругом белей круговые движения руками

Мы снежинки, мы пушинки руки влево-вправо

Покружиться мы не прочь кружимся

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь. пружинка

Мы деревья побелили,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли. с приседанием.

Зимой диким животным не сладко, даже хищникам приходится долго бродить по лесу в поисках пищи.

Назовите хищников?

Кому не надо этого делать? Почему?

В лесах есть люди, которые поддерживают диких животных зимой: заготавливают сено, подвозят комбикорм.

А мы с вами тоже подкармливаем зимой птиц, как? Мастерим кормушки для птиц.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по зимним месяцам» (средняягруппа)

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Путешествие по зимним месяцам»

Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Программное содержание

Образовательные задачи: закреплять знания о зиме: название зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Развивающие: продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.

Словарная работа: лютень, студень, просинец, пурга.

Материалы и оборудование: иллюстрации с зимним временем года, книга «Сказочные загадки», иллюстрации с изображением русских народных сказок.

Ход деятельности

В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но сначала мне понадобится ваша помощь.

Ребята, я забыла, а как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времён года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите названия зимних месяцев.

Игровое упражнение «Угадай месяц»

В. Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц - декабрь, второй – январь и последний – февраль. Теперь можно начинать наше путешествие.

(Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением декабря, читает стихотворение)

У декабря полно забот –

Как всё успеть не знает

Он провожает старый год

И Новый год встречает!

В. Да, ребята, декабрь - первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колет. »

Как вы думаете, почему люди так говорили?

Д. В декабре наступают морозы, Одеваться нужно очень тепло. На окнах появляются морозные узоры.

В. Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Д. В безветренный день мороз ощущается слабее.

В. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. День длится всего семь с половиной часов. В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты. » Как вы думаете, о чем эта пословица?

Д. В декабре реки и озёра покрываются льдом.

Выпадает много снега.

В. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о зиме? Какие?

Д. Зимой солнце светит, да не греет.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Как зима не злится, а весне покорится.

В. Все пословицы и приметы складывались народом и передавались из поколения в поколения. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с вами поиграем в одну из них. Игра называется «Золотые ворота».

Подвижная игра: «Золотые ворота» (Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх – это «ворота». Остальные берутся за руки, получается цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается,

Третий раз – не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, «ворота закрываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.

В. Замечательно! Мы с вами немного повеселились, а теперь отправляемся в следующий месяц.

(Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением января)

Январь – начало года

Силён его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

В. Январь – второй месяц зимы. В народе январь называют - просинец. Потому что впервые после хмурого неба декабря, появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг. »

Дети, что бы это значило?

Д. В январе день прибавляется очень медленно.

В. Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце?

Д. Нет, греет мало.

В. Ребята, а в какие зимние игры вы играете зимой на улице?

Д. Лепим снеговика. Катаемся на санках, коньках, лыжах. Играем в снежки.

В. Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.

Физ. минутка. «снеговик». Давай, дружок, кати снежок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок). Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех комав) Его улыбка так светла (улыбаются) Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, нос, прикрывают руками голову, держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка (медленно приседают) Увы! И нет снеговика (пожимают плечами и разводят руки в стороны)

В. В январе, очень сильные морозы, зимние вечера длинные и что бы не скучать русский народ придумывал и рассказывал сказки. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

Д. Колобок, Курочка Ряба, Маша и медведь, Снегурочка и т. д.

В. У меня тоже есть книга со сказками, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне закончить сказку и назовите её.

Викторина по русским сказкам.

«Колобок» «Волк и семеро козлят»

Из муки он был печен Жили семеро ребят

На сметане был мешен Белых, маленьких (козлят)

На окошке он студился Мама их любила

По дорожке (покатился) Молочком (кормила)

Был он весел, был он смел Тут зубами щёлк, да щёлк -

И в пути он песню (пел) Появился серый (волк)

Съесть его хотел зайчишка, Как коза запел тот зверь:

Серый волк и бурый (мишка) - Отворите, детки (дверь)

А когда малыш в лесу Ваша матушка пришла,

Встретил рыжую (лису) Молочка вам (принесла)

Что за сказка?. (Колобок) Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«… .и … »

В. И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга». В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?

Д. Когда дует ветер и метёт снег.

В. Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

В. Я – февраль, я младший сын,

Я метелей господин.

Всех вас ветром застужу,

В снежном вихре закружу,

Лица снегом залеплю

И в сугробах утоплю,

Снег насыплю без разбору

И в карманы, и за ворот!

Не боится детвора!

Не уходит со двора!

Бабу снежную катает

И вовсю в снежки играет!

В. Я приготовила вам загадки о зиме.

Головою вниз растёт Он прозрачный и холодный,

Лишь зимой, не целый год. Он загадочный и плотный,

С крыш свисает очень ловко А в тепле вдруг оживает,

Эта снежная морковка. Слёзы льёт и быстро тает.

Не снежинка, не свистулька Что водою слёзы льёт?

Это крупная (сосулька) Ну, конечно, это… .(лёд)

Налетит на землю вдруг Он слетает белой стаей

Белый вихрь из белых мух. И сверкает на лету.

Снег сугробом стелется Он звездой прохладной тает

Это что (метелица) На ладони и во рту. (снег)

Ранним утром во дворе Подышал он на окно –

Лёд улёгся на траве Вмиг покрылось льдом оно.

И весь луг стал светло-синий. Даже веточки берёз

Серебром сверкает (иней) Инеем укрыл… .(мороз)

Подведение итогов:

В. Ребята, какой последний месяц зимы?

Д. Февраль.

В. Правильно, Февраль. Именно в конце февраля, люди провожают зиму и зазывают весну, везде идут народные гулянья. В народе говорят в феврале зима с весной встречаются. Провожают зиму весёлым праздником, который называется МАСЛЕНИЦА. По традиции на масленицу пекут блины и поют песни.

В. Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы вспомнили названия зимних месяцев, узнали новую игру, в которую можно играть зимой и выучили новые пословицы и поговорки о зиме.

Статьи по теме