Новые загадки «Титаника. Тайна гибели Титаника: почему капитан корабля Калифорния был рядом и никого не спас? Тайна крушения титаника

Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал о том, что в начале ХХ века в водах Атлантического океана произошла гибель «Титаника». Детский плач, истошные крики, сотни обезумевших от страха людей… До сих пор существует множество различных мифов и догадок, которые связаны с теми трагическими событиями.

Немного истории

10.04.1912 года в порту Саутгемптон (Англия) собралось большое количество народа, чтобы увидеть, как отчаливает лайнер «Титаник». На его борту находилось две тысячи счастливых пассажиров, которые отправились в морскую романтическую поездку по водам Атлантики. Здесь были и магнаты, и миллионеры, и известные люди, а также обычные пассажиры, которые не могли себе позволить купить билет первого класса.

Трехвинтовой «Титаник» был солидных размеров: высота его была как одиннадцатиэтажный дом, а ширина - как четыре квартала. Благодаря оборудованию и паровым четырехцилиндровым машинам, на полном ходу лайнер мог идти со скоростью 25 узлов. Благодаря двойному дну и водонепроницаемым переборкам, он был объявлен как непотопляемый.

События роковой ночи

Дата гибели «Титаника» - ночь на 15.04.1912 года. Это был четвертый день путешествия. Именно тогда радисты лайнера стали получать одну за другой радиограммы от находящихся рядом судов о том, что поблизости айсберги. За 160 минут до того момента, как произошла гибель «Титаника», Ф.Флит заметил по курсу темный большой предмет, о чем был сразу же извещен капитан. Несмотря на предпринятые попытки уйти от столкновения с ледяной глыбой, она вспорола корпус корабля глубоко под водами на треть его длины.

Вода начала заполнять палубы. Интересно, но лайнер плыл с такой скоростью, что из гостей никто не понял сразу, что произошло. Затем был подан сигнал SOS на располагавшиеся вблизи корабли. Уже по прошествии времени, архивы смогли подтвердить, что шлюпок на лайнере было в два раза меньше, чем необходимо.

Экипаж распорядился, что в тот момент, когда происходила гибель «Титаника», сначала было необходимо спасти пассажиров первого класса. Одним из первых в шлюпку сел директор компании, которой принадлежал корабль. Нижнюю палубу, где располагались 1500 человек, закрыли. Это было сделано с той целью, чтобы пассажиры не ворвались к шлюпкам. Трагедия до сих пор считается крупнейшей катастрофой мирного времени. Обстоятельства, с которыми связана гибель 1500 человек, до сих пор окутана тайной.

Загадки, с которыми связана гибель «Титаника»

Если тот факт, что встреча с айсбергом действительно была, не вызывает сомнений, то всему остальному, происходящему на борту и в водах, до сих пор нельзя найти точного объяснения. Например, за несколько недель до трагических событий был опубликован «Атлантис» (роман Г. Гауптана). Удивительно, но события, происходящие в книге, во всех подробностях совпали с тем, что происходило на борту лайнера. Совпадение?

Другая тайна гибели «Титаника» была обнаружена весной 1996 года, когда английская экспедиция в течение месяца исследовала корпус корабля при помощи мощнейшей, уникальной техники. Ею были получены удивительные данные: на уровне ниже ватерлинии находится шесть отверстий, которые занимают площадь не больше 5 метров. Если с лайнером столкнулся айсберг, то в корпусе была бы огромная пробоина не менее 30 метров.

Еще одна тайна связана с загадочным объектом. Во время трагедии рядом с лайнером проплывал другой корабль с потушенными огнями. Долгое время предполагали, что это был «Калифорниан». Капитан парохода был обвинен в отказе от помощи гибнущим. И только спустя 50 лет ученые смогли доказать, что это был другой морской объект, возможно «Самсон», который возвращался с браконьерского промысла в Норвегию.

Интересны факты, связанные с поведением отдельных людей, например, почему не поплыл на судне его владелец, хотя всегда участвовал в первом плавании своих кораблей. Почему так и осталась не загружена на борт уникальная коллекция картин, которая должна была быть доставлена в другое место?

Множество и других обстоятельств остаются неразгаданными. Вполне возможно, что дальнейшие экспедиции смогут приоткрыть завесу тайны.


Многое в этой трагедии до сих пор остается загадкой. О гибели «Титаника» было написано множество книг и снято фильмов, еще больше было порождено легенд. Трагедия потрясла мировую общественность, массовая гибель людей повергла в шок весь мир.

Практически все время после гибели «Титаника» появляются различные легенды, связанные с этим событием. Говорят, что был обнаружен вахтенный журнал капитана норвежского судна, в котором опровергается гибель «Титаника». Потом историками было обнаружено, что владелец судна Морган, известный финансист и миллионер, отказался плыть на судне прямо перед отправлением. Также выдвигалась версия, что «Титаник» – это пароход «Олимпия», построенный по аналогичному проекту. Может, и не было никакого «Титаника»? Интерес к трагедии постоянно поддерживается вновь снимаемыми фильмами и написанными книгами. Но в действительности нет возможности проверить ни одну из этих легенд, так как все произошло очень давно.

Но в любом случае каждая легенда имеет определенную долю правды, поэтому и вызывает интерес у общественности. Осталось только определить, что правда, а что вымысел в каждой легенде. Подробности гибели судна описывать не стоит, об этом и так много сказано. Обратимся к тайнам, связанным с «Титаником».
Начнем по порядку. За несколько десятков лет до трагедии в Нью-Йорке издательством «Арчибальд Уэлш и К°» была напечатана фантастическая книга некоего капитана Моргана Робертсона. В ней был описан опыт кораблекрушения пассажирского парохода, в котором капитан сумел спастись. Но это не самое главное. Важно то, что пароход назывался «Титан». При этом все технико-технические данные совпадали с «Титаником»! Также совпадали размеры корабля, число пассажиров, число спасательных шлюпок, а также масса других деталей. А погиб «Титан» от столкновения с айсбергом. Ничего не напоминает?

Если до трагедии о книге практически не знали, то после гибели «Титаника» книга стала хитом продаж. Издатели переиздавали ее много раз, получая огромные прибыли. Книга содержала практически документальное описание того, что происходило во время гибели «Титаника». Это несмотря на то, что произведение было написано задолго до трагедии. Читатели были потрясены этим мистическим совпадением.

Рекламная кампания, направленная на популяризацию «Титаника», стала самой масштабной в начале 20 века. Во всех газетах, которым щедро заплатили владельцы судна, описывались и превозносились достоинства корабля. Газетные заголовки пестрели описаниями десятиэтажного плавучего дворца с водоизмещением в 50 тысяч тонн, 269 метров длиной и 28,2 метра шириной. Красиво описывались прогулочные палубы и длинные коридоры корабля, а 762 каюты были готовы принять массу желающих пассажиров. Корабль был защищен двойным дном и 19 водонепроницаемыми отсеками, что делало его практически непотопляемым. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс даже заявлял, что корабль сможет плыть при четырех отсеках, заполненных водой.

Газетчики вовсю описывали современное оборудование лайнера и его роскошные салоны, делались невероятные статистические выкладки, которые должны были поразить воображение читателя. Говорилось, что на «Титанике» запасено 44 тонны мяса и птицы, 35 тысяч яиц и 40 тонн картофеля, 27 тысяч бутылок пива и воды и 5 тонн сахара. Сообщалось, что в первый рейс поедет 10 миллионеров, которые будут везти в сейфах лайнера золото и драгоценности, стоимость которых превышает сотни миллионов долларов. Все мечтали попасть на первый рейс корабля, чем особо гордилась «Уайт стар лайн», владевшая «Титаником».
«Титаник» был введен в эксплуатацию 2 апреля 1912 года, а 10 апреля в час дня корабль вышел в свое первое и последнее плавание. На четвертый день плавания радисты «Титаника» стали принимать тревожные сигналы от судов поблизости. Сообщалось, что вокруг множество айсбергов и лучше снизить скорость.

«Титаник» в это время находился в 450 милях к югу от острова Ньюфаундленд. О сигналах было сообщено капитану судна Эдварду Джону Смиту. Но он не придал этому должного значения, отдав приказ впередсмотрящим быть более бдительными.
Результат такого решения известен всем. «Титаник» столкнулся с айсбергом, погибло около полутора тысяч человек, единицы чудом спаслись, попав на шлюпки. Хронология событий описана подробным образом во многих источниках, поэтому не будем вдаваться в подробности. Однако есть к чему придраться.

Непонятно, почему на таком корабле, как «Титаник», не было мощного прожектора-искателя, который бы освещал путь по курсу корабля. Это еще мелочи, ведь у впередсмотрящих не было даже биноклей. Также вызывает вопросы поведение капитана, который при столкновении с айсбергом дал команду «Средний вперед», что только приблизило момент гибели лайнера. В результате трюмы «Титаника» моментально наполнились водой. К действиям капитана вообще больше всего вопросов. В момент столкновения он сразу же отправился в каюту к одному из самых богатых людей Америки Джону Астору, приглашая того занять место в шлюпке. И это вместо того, чтобы отдать приказ радистам давать сигнал SOS. Вызывает недоумение.

Еще один факт, вызывающий недоумение. На «Титанике» было всего 20 шлюпок, которые могли вместить 1178 человек. На борту корабля во время трагедии находилось 1316 пассажиров и 885 членов команды. И это притом, что лайнер рассчитан на 3300 человек. Складывается впечатление, что кто-то специально создавал все условия для трагедии.

Это было также отмечено западными авторами. В июне 1995 года в свет вышла книга под названием «Загадка Титаника». Ее авторы Роберт Гардинер и Дан ван дер Вата описали множество странных событий и происшествий, непосредственно связанных с трагедией. Опять же упоминалось о том, что по состоянию здоровья отказался плыть на корабле известный миллионер Пирсон Морган, которому и принадлежало судно. Хотя пару дней спустя трагедии его видели на одном из курортов Франции со своей любовницей. Ни о какой болезни не было и речи, мистер Морган излучал здоровье и благополучие.

Еще один интересный факт. На борту корабля должна была перевозиться уникальная коллекция картин, но она осталась на берегу. На данный момент эта коллекция является основой Нью-Йоркского музея современного искусства. Почему картины не отправились вместе с лайнером. Также в последний момент отказались плыть около 50 человек. В основном это близкие друзья и деловые партнеры Моргана. Среди них стальной магнат из Германии Генри Фрик и американский мультимиллионер Джордж Вандербильт. В чем причина такого неожиданного решения?

В книге также выдвигается версия о том, что «Титаник» был на самом деле очень похожим на него пароходом «Олимпик», который построили на год раньше. Перед отправкой на корме и борту «Олимпика» поменяли надпись, после чего в море уже вышел «Титаник». Для чего это было сделано?

Одной из версий является то, что «Олимпик» до этого успел попасть в несколько неприятных ситуаций. Пароход столкнулся с британским крейсером, при этом капитаном «Олимпика» на тот момент был Эдвард Джон Смит, будущий капитан «Титаника». Виновным был признан экипаж судна «Олимпик», а компания «Уайт стар лайн» должна была лишиться одного миллиона долларов. На тот момент это была крупная сумма. Именно это, по мнению авторов книги, и послужило причиной создания коварного плана. «Олимпик» под видом «Титаника» был отправлен в рейс. При этом его капитану был отдан приказ двигаться на всей скорости, несмотря на любые предупреждения об айсбергах. Катастрофа была спланированным актом.

Несколько лет назад из затонувшего лайнера удалось извлечь более четырех тысяч предметов. Ни на одном из них не было пометки «Титаник». Авторы книги утверждают, что настоящий «Титаник» прослужил компании еще двадцать лет под именем «Олимпика» и был списан в 1935 году. Насколько это правда, судить только читателю. К сожалению, возможности получить достоверные доказательства не существует.

Это была очередная легенда о событии, которое повергло в шок весь мир. Но действительную причину гибели «Титаника» не может знать никто.

Почти столетие прошло с той страшной ночи с 14 на 15 апреля 1912 года, когда в ледяных волнах северной Атлантики затонул легендарный «Титаник», унеся с собою более полутора тысяч человеческий жизней. Сотни свидетельских показаний, тысячи фактов и, наконец, долгожданная возможность опуститься на глубину почти 13 тысяч фунтов, чтобы подробно изучить обломки некогда одного из самых великих судов человечества. Сотни научных исследований, проведенных учеными крупнейших стран мира с использованием самой мощной компьютерной техники. Хронометраж трагедии восстановлен, казалось бы, поминутно и никаких загадок больше не может быть. И вроде бы уже пора поставить точку в конце этой печальной истории, если бы только не одно обстоятельство: до сих пор корабли ловят сигналы SOS, посланные из радиорубки терпящего бедствие «Титаника», а норвежские рыбаки все продолжают и продолжают вылавливать спасшихся пассажиров. Что это - массовое помешательство или неизученные пока загадки времени и пространства?

Таинственные сигналы бедствия

Недавно в прессе опять (в который раз!) промелькнуло сообщение о том, что радисты сразу нескольких судов, приписанных к портам Норвегии, Швеции и Нидерландов, 15 апреля приняли международный сигнал бедствия SOS, который подавался в течение почти двух часов из точки с координатами 41,46 норд, 50,14 вес в Атлантическом океане. О полученных сигналах все суда сообщили по радиосвязи на берег, где к поиску попавшего в беду судна подключились навигационные службы. Однако, к удивлению моряков, снимки со спутника показали, что в этом районе в данный период времени вообще никаких судов не было. Радисты получили выговор, навигационные службы начали служебную проверку, пытаясь найти неизвестного «шутника», однако никаких результатов это (увы!) не принесло. А тем не менее, это была уже далеко не первая подобная «мистификация».

В первый раз сигналы SOS с тонущего «Титаника» были зафиксированы еще в 1972 году. 15 апреля радист американского линкора «Теодор Рузвельта» Ллойд Детмер принял сигнал бедствия. Сквозь чудовищные помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику». Естественно, как и всякий здравомыслящий человек, он не поверил своим ушам. Первая мысль была о том, что он либо свихнулся, либо его кто-то разыгрывает. Однако инструкция строго предписывала сообщать обо всех подобных фактах на берег. Действительно, мало ли что? Вдруг кто-то и на самом деле тонет? Вдруг на самом деле название судна было просто созвучно «Титанику», а из-за помех он его просто неправильно разобрал? Ответ с берега пришел в рекордно короткие сроки и, к удивлению Ллойда Детмера, был на удивление спокойным и странным: на сигналы SOS не реагировать, следовать прежним курсом. А позже, уже в порту, команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, никаких призывов о помощи посылать не мог. Соответственно, следуя логике, либо никакого сигнала SOS не было вообще, либо кто-то просто хамски пошутил. Команда, посмеиваясь, разошлась. Действительно, наверное, так все и было. Однако несчастному радисту что-то не давало покоя. Но что? Объяснения, на первый взгляд, логичны, сигнал действительно был слишком слабым и в него вполне могла вкрасться ошибка. Подозрительным было лишь одно: почему разъяснения по поводу его, как все считали, бреда или неустановленного хулиганства в эфире давало не их непосредственное военное начальство, а представители спецслужб? И тогда, сначала просто из любопытства, Детмер начал свое собственное расследование, которое дало очень много весьма неожиданных и совсем необъяснимых фактов. Не удивительно, что когда расследование зашло слишком далеко, и Детмер уже стал обладать кое-какой весьма любопытной информацией, его вдруг объявили психически неполноценным и в рекордно короткие сроки упрятали в психушку. Но что же такого интересного накопал Ллойд Детмер, чем вызвал на себя гнев могущественных спецслужб?

Во-первых, как стало известным, Детмер отыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что, оказывается, не он один получал странные радиограммы, посланные якобы с «Титаника». Как оказалось, призраки радиоэфира появлялись с завидной регулярностью - примерно один раз в шесть лет (1924, 1930, 1936, 1942 и т.д. годы). Но тогда получалось, что следующего сигнала нужно было ожидать в 1978 году! Продолжая работать радистом на судне, Детмер сам напросился на вахту в ночь на 15 апреля. Как стало известно из судового журнала, сигнал был получен. Однако, как и в прошлый раз, на берегу никто не поверил, спецслужбы провели повторную разъяснительную беседу, а Детмера, который на фактах, полученных из военных архивов, пытался доказать свою правоту, объявили психически неполноценным и отправили на принудительно лечение в клинику неврозов города Балтимор (США). Почти на два десятилетия о таинственных сигналах с затонувшего «Титаника» позабыли. До тех пор, пока в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» не появились заметка об очередном сигнале SOS из прошлого, полученного канадским судном «Квебек». Круг замкнулся.

Петля времени

Итак, предположение Детмера о периодичности сигнала бедствия, похоже, оказалось верным. С ним, кстати, согласны и некоторые ученые, изучавшие этот феномен. Было выдвинуто несколько предположений, объясняющих появление сигнала из прошлого. Так, по мнению некоторых исследователей, объяснение может состоять в том, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». Его-то, мол, и ловят время от времени суда в Атлантическом океане. И если периодичность «радиоматеризации» фантома рассчитана верно, то очередного его появления следует ожидать в 2008 году.

Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с «Титаника» пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Однако ввиду того, что в начале века радио было слишком дорогой экзотикой, да и изобрели его сравнительно недавно (в 1895 году), сигнал не был задокументирован. Впрочем, последнее не означает, что его не было совсем.

Удивительно? Но это еще далеко не все чудеса, связанные с гибелью «Титаника». Сопоставив все факты, связанные катастрофой, можно утверждать, что Эдвард Смит, капитан реального «Титаника», незадолго до катастрофы мог получить … свой собственный сигнал SOS. Именно этим, по их мнению, можно объяснить и его оцепенение, и неожиданную попытку изменить курс, и (самое главное), что «Карпатия» и «Олимпик» - корабли, первыми прибывшими на помощь терпящему бедствие «Титанику», получили сигнал SOS почти на двадцать минут раньше, чем произошла сама катастрофа.

Разберемся. Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут. «Титаник» пошел на дно в 2 часа 20 минут ночи. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4 часа 38 минут, то есть шла около шести часов. Все, казалось бы, сходится: «Карпатия» находилась примерно в 200 километрах от «Титаника». Не сходится только вот что: «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23 часа 40 минут и, таким образом, никак не мог передать сигнал SOS 23 минутами раньше. Он вообще начал взывать о помощи только около полуночи, и именно этот зов был услышан на корабле «Цинцинатти», находившемя в 900 километрах. Получается, что и на «Олимпике», и на «Карпатии», приняли не реальный сигнал бедствия, а его фантом.

Природа SOS

Итак, факты подтверждают, что сигналы бедствия распространялись еще до катастрофы. Ученые задались вопросом их происхождения. Действительно ли это были радиосигналы, или что-то принципиально иное?

Еще в 70-х годах прошлого века доктор технических наук Г.А. Сергеев сообщил об открытии им так называемого стрессового излучения, возникающего в момент смертельной опасности для человека, в том числе, и когда он тонет. Он доказал, что физическая компонента этого излучения распространяется как в воде, так и в воздухе. Кроме того, это излучение при помощи специальных жидкокристаллических датчиков может быть зафиксировано на небольших расстояниях от тонущего человека. Вполне возможно, что трагедия «Титаника» породила стрессовые излучения такой силы, что они распространялись на тысячи километров!

В качестве подтверждения этой теории ученый приводит тот факт, что в момент гибели «Титаника» в разных странах были документально зафиксированы «видения», либо сны родственников людей, погибавших на «Титанике».

Апрельским вечером 1912 года священника Роуздейльской методической церкви в Канаде посетило видение: яростный шум волн, голоса, взывающие о помощи, и слова старой песни, которую он не слышал много лет. В конце вечерней службы священник рассказал прихожанам о своем видении и попросил вместе с ним исполнить старое песнопение, услышанное им во время видения: «Мы молимся Тебе, о наш Господь, за тех, кто погибает в бездне моря». На следующее утро священник и прихожане узнали о страшной трагедии в Атлантике, происшедшей в тот самый момент, когда возникло странное видение. Как потом выяснилось, это песнопение исполнялось во время молитвы на борту лайнера. Еще один пример. Молодой американке приснился жуткий сон: ее мать находится в лодке, забитой мечущимися и кричащими людьми, попавшими в кораблекрушение. Неподалеку плавают еще несколько лодок и сотни людей, барахтающихся в воде. А вдали над океаном вздымается корма судна, погружающегося в пучину. Позже спасшаяся мать женщины подтвердила, что во время гибели «Титаника» она обращалась мыслями к своей дочери, которую не чаяла больше увидеть.

В самом Нью-Йорке, куда должен был прибыть «Титаник», молодая девушка Стелла Смит во сне увидела себя на борту тонущего судна, корма которог о круто вздымалась вверх. Под ногами у нее уже плескалась вода, и о на, судорожно цепляясь за ванты, пыталась карабкаться вверх, но сорвалась и полетела в черную бездну... Чуть позже она узнала, что сре ди погибших пассажиров был и ее жених.

Подобные видения, как показывают факты, время от времени (все с той же периодичностью в 6 лет) посещают людей по обоим берегам Атлантики. А если принять во внимание теорию о петле времени, то вполне вероятно, что видения, распространяясь как в прошлое, так и в будущее, были восприняты Морганом Робертсоном, автором романа-предупреждения «Тщетность».

Мистическое предсказание Моргана Робертсона

В 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому неизвестного автора Моргана Робертсона. Репортер, специализировавшийся на морской тематике, опубликовал роман со странным названием «Тщетность», в котором рассказал незатейливую историю о том, как в Англии был построен трансатлантический лайнер длиной 260 метров, имевший четыре трубы и три винта. При водоизмещении 60 тысяч тонн и мощности машин 50 тысяч лошадиных сил он развивал скорость свыше 25 узлов. Корабль считался непотопляемым, самым роскошным и самым быстроходным в мире. Естественно, право совершить на нем первое путешествие через океан выпало сильным мира сего - миллионерам Старого и Нового Света. Однако плаванье закончилось трагически: холодной апрельской ночью лайнер на полном ходу врезался в айсберг и затонул. Трагедия усугублялась тем, что спасательных шлюпок на всех не хватило, и поэтому основная часть из двух тысяч пассажиров погибла. Название вымышленного парохода было «Титан». Сюжет ничего не напоминает?

Любой человек безошибочно узнает в истории романа «Тщетность» историю реального крушения «Титаника», построенного в Англии и погибшего холодной ночью с 14 на 15 апреля на пути в Америку в результате столкновения с айсбергом. Удивительно лишь то, что реальная катастрофа произошла на 16 лет позже. Кстати, этот роман спас жизнь некоторым людям, так и не ставших пассажирами злополучного «Титаника». Так, по иронии судьбы, экземпляр романа оказался в руках одного из кочегаров судна, который начал читать его в перерывах между вахтами во время рейса. По мере чтения он буквально пришел в ужас, узнав в описании «Титана» корабль, на котором он сам плыл. Попытался рассказать об этом товарищам, но они подняли его на смех. Тем не менее, напуганный кочегар поспешил дезертировать с лайнера во время захода в английский порт Саутгемптон. Что ж, как показало время, он оказался прав.

Совпадения «Титана» и «Титаника» заметили, но, к сожалению, слишком поздно. Через 16 лет после выхода романа все экземпляры до того практически не пользовавшейся спросом книги разошлись буквально мгновенно. В чем причина? Почему книга отставного моряка британского флота вдруг стала самой популярной не только в США, но и во многих других странах? Неужели читатели разглядели в ней какие-то, до этого тщательно скрытые литературные достоинства? Их не было. Но поразительно другое - в повести с невероятной точностью предсказывались мельчайшие детали катастрофы, разыгравшейся в апреле 1912 года. Сходилось все: и то, что кораблекрушение произошло в первом же рейсе, и то, что корабль погиб в Атлантике в апреле, и то, что оба корабля - настоящий и выдуманный - наткнулись ночью на айсберг, и то, что они продержались на поверхности океана приблизительно одно и тоже время, и то, что технические данные «Титана» и «Титаника» почти полностью совпадали. Убедитесь сами:

Список совпадений может быть продолжен. Даже число погибших в книге Робертсона не намного отличается от числа тех несчастных, которые погибли на самом деле при крушении «Титаника».

Таинственные предупреждения

Роман «Тщетность» был не единственным предупреждением о возможной катастрофе. Жена промышленника Г.Вуда, в последний момент отказавшегося от билета на «Титаник», после катастрофы, передала прессе полученное ею по почте накануне отплытия анонимное предупреждение, в котором говорилось: «Если вы не хотите потерять своего мужа, то приложите все усилия, чтобы отговорить его от этого путешествия. Если данное предупреждение возымеет благоприятное действие, прошу в знак благодарности перечислить по указанному адресу сумму в 1000 фунтов, поскольку передача вам этого предупреждения потребовала от меня больших усилий и расходов».

Супруга Вуда сумела уговорить мужа отказаться от поездки, восприняв это послание как предупреждение о возможном покушении на него. Разумеется, после сообщения в прессе о гибели судна указанная сумма была немедленно перечислена неизвестному благодетелю. Откуда неизвестный доброжелатель узнал о грядущей катастрофе, неизвестно. Однако супруги Вуд были не единственными, кто, вероятно, получил «последнее предупреждение».

В самый последний момент, сославшись на нездоровье, отказался от поездки на лайнере американский мультимиллионер Пирсон Морган - фактический владелец судна. Однако несколькими днями позже, уже после кораблекрушения, Моргана обнаружили на курорте во Франции в компании любовницы. Пребывал он в абсолютном здравии и ни о каком недомогании даже и не заикался.

Вместе с Морганом отказались плыть, и тоже в последний момент, еще свыше пятидесяти человек, в том числе его близкие друзья и деловые партнеры, включая германского стального магната Генри Фрика и американского мультимиллионера Джорджа Вандербильта.

Призраки катастрофы

Кто были все эти люди, предупредившие (пусть зачастую и не безвозмездно) сильных мира сего о грядущей катастрофе? Кем был, кстати, и отставной моряк Морган Робертс, биография которого, как оказалось, совсем неясна и изобилует всевозможными белыми пятнами? Недавно группой американских аномальщиков была предложена совсем уж фантастичная версия: все они были … выжившими пассажирами «Титаника». Похоже, петля времени сработала не только для радиоволн, но и для людей. Удивительно? Еще бы! Но все дело в том, что эта, без сомнения, весьма фантастичная версия имеет ряд весьма серьезных подтверждений, полученных уже в наши дни.

24 сентября 1990 года рыбаками норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» под командованием капитана Карла-Йоргена Хаса в Северной Атлантике, в 340 км юго-восточнее Исландии была обнаружена и снята с айсберга 29-летняя Винни Каутс. Женщина была насквозь промокшей, обветренной и продрогшей. Она утверждала, что чудом спаслась с тонущего «Титаника», буквально только что на ее глазах погрузившегося в пучину. Кроме этого, Винни Каутс очень беспокоилась за судьбу остальных пассажиров и буквально умоляла команду корабля немедленно отправиться на их спасение. Для этой женщины время как будто остановилось на трагической дате 15 апреля 1912 года, которую она и спустя 79 лет переживала так, как если бы это случилось только что. Более того, для нее вообще не существовало этих самых 79 лет!

Безусловно, объявившийся неизвестно откуда живой и невредимый свидетель гибели «Титаника» стал для экипажа корабля «Фоссхаген» полной неожиданностью. Это не укладывалось не только в бедные рыбацкие головы, но и в привычную схему восприятия земного времени. Норвежские морские власти были в полном замешательстве, ибо миссис Каутс производила впечатление вполне нормальной женщины, без психических отклонений. Кроме того, удивительными были и тот факт, что ее одежда полностью соответствовала последним веяньям моды начала ХХ века, и то удивление, которое вызывали у нее обычные, казалось бы, вещи - сотовый телефон, телевизор, самолет и т.д.

На лицо были признаки «перескока» во времени на целых 79 лет. Но как? В поисках ответа эксперты связались с английским морским ведомством. Однако пришедший в скором времени ответ не только не прояснил, но еще больше запутал сложившуюся ситуацию. Лондон подтвердил, что миссис Винни Каутс из Саутсгемптона действительно значилась в списках пассажиров «Титаника» и, следовательно, могла находиться на борту суперлайнера в момент катастрофы. Однако как объяснить тот факт, что 108-летняя женщина к моменту обнаружения выглядела как 29-летняя? «Это сверхъестественно, - заявили 27 врачей и ученых, обследовавших спасенную, - похоже, что эта женщина в течение 79 лет находилась во временном искажении. Она ничуть не постарела».

Подобные случаи, кстати, не единичны. Уже через год после описываемых событий, 9 августа 1991 года команда исследовательского судна военно-морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (то есть почти на том же самом месте) подобрали еще одного «ожившего» утопленника со спасательной лодки старинной конструкции. На этот раз им оказался, ни много, ни мало, потрясенный случившимся, но вполне невредимый капитан «Титаника» Джон Смит. На нем, к удивлению всех, была чистая и отутюженная униформа пароходной компании «Уайт Стар». Вдобавок ко всему капитан покуривал табачок из своей старой трубки. Спасатели, как и в случае с Винни Каутс, немедленно доставили спасенного на берег, где и передали с рук на руки изумленным психиатрам. К делу подключились спецслужбы, и, сразу после того, как полностью совпали отпечатки пальцев новоявленного капитана и обнаруженные в 80-летних документах, все документы по этому делу были засекречены. На любые вопросы прессы представители спецслужб отвечали кратко: «Это был всего лишь психически больной человек». Действительно, тяжело остаться психически здоровым, когда ты сначала утонул, а затем неожиданно воскрес спустя 80 лет после трагедии! До сих пор, даже несмотря на то, что оба спасенных чувствуют себя прекрасно, их держат в изоляции от общества, якобы в целях последовательной адаптации к современной действительности.

А вот третьему спасенному пассажиру «Титаника» повезло. Его никто не держит в психбольнице, он (вернее, она) благополучно адаптировался и в настоящее время проживает в Норвегии. Через три года после описанных событий, в 1994 году, в водах Северной Атлантики, опять практически на том же самом месте, командой уже другого норвежского судна была спасена 10-месячная девочка, замерзшая, но здоровая. На вопрос, откуда взялся младенец вдали от морских путей, в холодной воде, никто так и не смог ответить. Не добавил ясности и тот факт, что малышка была привязана к спасательному кругу с надписью «Титаник», а ее одежда полностью соответствовала той, в которую одевали младенцев в начале века. Позднее ученые, занимавшиеся этим феноменом, обнаружили в списках пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Однако дальше исследование продолжать не представлялось возможным: грудной ребенок, увы, ничего не мог о себе рассказать.

Современные исследователи раскопали и другие факты. Оказывается, моряки неоднократно сообщали о том, что примерно в этих широтах видели огромный пароход, уходивший носом вниз. Видение длилось всего несколько секунд, а затем исчезало. «Создается впечатление, - сказал по этому поводу исследователь-океанолог Малвин Айдланд, - что в этом районе мира время потеряло свое значение. Люди, исчезнувшие еще в 1912 году, неожиданно появляются, словно с ними ничего не происходило. Они даже не постарели! Возможно, что и «Титаник», и его пассажиры попали в какую-то ловушку времени, загадку которой нам еще предстоит отгадать».

Кстати, если принять все эти факты и сопоставить их с теорией о «пробитом» в обе стороны времени, то тогда можно предположить, что Морган Робинсон, автор удивительно пророческого романа «Тщетность», вполне мог оказаться одним из пассажиров «Титаника», только «заброшенного» не в будущее, а в прошлое. Тогда становятся понятными все удивительные совпадения вымышленного «Титана» и вполне реального «Титаника»: Морган Робинсон писал всего лишь автобиографическую повесть, которой хотел предупредить. К сожалению, далеко не все вняли его предупреждениям.

106 лет назад, 14 апреля, в своей первый и, как оказалось, последний рейс отправился круизный лайнер "Титаник". Этот рейс должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории морского пароходства.

Когда "Титаник" столкнулся с айсбергом, оказалось, что эвакуацию организовать никто не смог, в результате полторы тысячи человек утонули в ледяных, темных водах Атлантики. Те семьсот, кому посчастливилось занять места на немногочисленных спасательных шлюпках, пережили кошмар, ожидая спасения под крики тонущих людей.

Катастрофа потрясла мир и вызвала споры, которые не утихают до сих пор. А началось все с того, что в голову владельца британской судоходной фирмы "Уайт Стар Лайн" Брюсу Исмею пришла идея создать лайнер лучше, чем у компании-конкурента. Незадолго до этого его главный соперник "Кунард Лайн" в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием "Лузитания".

Строительство "Титаника" началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Корабль преследовали неудачи задолго до того, как на его борт поднялись 2207 пассажиров и членов экипажа. Во время строительства на верфях судостроительной компании "Харланд энд Вулф" погибло шесть рабочих, большинство из них от падения с высоты. 246 человек получили травмы, из них 28 - стали инвалидами. Как только корабль отчалил от пристани, в него едва не врезался пароход "Нью-Йорк".

Провидение посылало знаки "Быть беде!", но на них не обратили внимание. Получить билет на заветный рейс хотели тысячи людей разных сословий и достатка. И никто не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно - сколько людей погибло на "Титанике".

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты были распроданы еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Курс "Титаника" пролегал из Саутгемптона в Великобритании в Нью-Йорк. Северная Атлантика во все времена таила смертельную опасность для судов в виде айсбергов, откалывающихся от ледников на западе Гренландии, огромных льдин и целых ледяных полей, дрейфующих под влиянием ветров и течений.

В сезон наибольшей ледовой опасности корабли двигались по Южной трассе, но в 1912 году даже с нее одно за другим поступали тревожные сообщения об огромных айсбергах.

Сделаем небольшое отступление от первых часов трагического рейса. Можно сказать, что его исход был предсказан британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Он опубликовал вымышленный рассказ о крушении Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок. И это история уже оказалась пророческой. Ровно через 20 лет случилась трагедия "Титаника". Насмешкой судьбы наверно можно назвать тот факт, что на этом лайнере оказался и сам журналист. Спастись Томасу Стеду не удалось.

Итак, капитан "Титаника" получал сообщения об опасности столкновения с айсберном, однако они их игнорировал. Более того, последнее предупреждение, всего за 40 минут до столкновения с роковым айсбергом, и вовсе не получил от радиста.

А радист в этот момент оборвал радиообмен с кораблем "Калифорниан", который предупреждало о близкой опасности. Получить координаты айсберга она не успел: был занят отправкой платных телеграмм пассажиров первого класса.

В 23:39, на расстоянии всего 650 м прямо по курсу, был замечен "черный" айсберг, а через минуту произошло столкновение, в результате которого судно получило пробоины корпуса длиной около 100 м.

Айсберг начал таять, перевернулся и стал почти прозрачным - он был "черным", практически невидимым. Ночь была безветренной и безлунной, иначе впередсмотрящие увидели бы "барашки" вокруг льдины. На "Титанике" не было ключа от сейфа с биноклями, бинокли были только у некоторых членов экипажа, но у впередсмотрящих в "вороньем гнезде" их не было. Судно неслось вперед с огромной скоростью - по мнению исследователей, катастрофа была неминуема.

"Титаник" - один из трех кораблей класса "Олимпик", которые были заказаны компанией "Уайт Стар Лайн" судостроительной компании "Харланд энд Вульф". В длину он равнялся трем современным футбольным полям, в высоту - 18-этажному дому. Корабль был рассчитан на 3547 пассажиров и более 900 членов экипажа, но общая вместительность спасательных шлюпок составляла всего 1178 человек. В проекте предусматривалась установка 48 шлюпок, но потом их сократили до 20.

Когда в 00:05 был отдан приказ спускать шлюпки, пассажиры отказывались садиться в них, так как "Титаник" казался им непотопляемым - в шлюпке № 1 было занято всего 12 мест из 65. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки на воду из-за того, что корабль тонул просто на глазах. Первая была спущена на воду в 00:45, последняя - в 02:05. Те, кому посчастливилось попасть в шлюпки, не спасали людей в воде и старались отплыть от места крушения, опасаясь, что их перевернут тонущие или шлюпки затянет в воронку, создаваемую тонущим судном.

У людей, которые попали в открытый океан, не было шанса выжить даже при наличии спасательных жилетов и навыков плавания. В ту ночь температура воды в Атлантическом океане опустилась до +2…+4 С. При такой температуре летальный исход наступает через 5-15 минут пребывания в воде. Из воды живыми было подобрано всего шесть человек из полторы тысячи.

Между тем достаточно близко от "Титаника" находились еще три судна. На борту подавали сигнал бедствия, но использовали сигнальные ракеты не красного, как было положено при кораблекрушении, а белого цвета - других ракет просто не было на судне…

Именно поэтому не пришел на помощь корабль "Калифорниан", который проходил по курсу всего в нескольких милях - там подумали, что на "Титанике" дают праздничный салют. Только в 5:30 радист получил известие о бедствии, но когда корабль прибыл на место крушения, всех выживших уже подобрали.

Столкновений с айсбергом произошло в 23:40, а уже в 02:18 "Титаник" разломился на две части, в 02:29 врезался в дно океана на глубине почти 4 тысячи метров. В 04:10 на помощь людям в спасательных шлюпках пришел корабль "Карпатия", который поднял 712 уцелевших пассажиров и членов экипажа на борт и в 08:50 взял курс на Нью-Йорк. Вместе с "Титаником" утонул и его капитан - Эдвард Джон Смит, самый опытный из капитанов компании "Уайт Стар Лайн".

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Как же случилось так, что корабль, который считался непотопляемым, затонул так быстро? Споры о причинах кораблекрушения продолжаются и по сей день.

Одна из последних гипотез - еще в порту в трюме загорелся уголь, но судоходная компания решила не откладывать рейс и корабль вышел в море с пожаром на борту. Очевидно, руководство рассчитывало на то, что команда справится с ним в пути, и боялось огласки проблем - строительство обошлось в рекордные $7,5 млн. Потушить уголь можно было только одним путем - забросив в топку, что и делали кочегары, разгоняя "Титаник" до немыслимой скорости. Но огонь не утихал, температура поднималась, сталь становилась хрупкой и попросту не выдержала столкновения с огромным айсбергом.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Кроме того, был полный штиль, и идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, - все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря показаниям выживших пассажиров. Воспоминания некоторых некоторых их них были опубликованы и навсегда останутся в истории.

«Титаник» - в начале XX столетия крупнейшее пассажирское судно, которое принадлежало английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайн» - был построен в 1911 году. Водоизмещением 46328 тонн, длиной - 269 м, скорость - 25 узлов. Совершая свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Численность погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы больше 14 миллионов фунтов стерлингов, в то время - астрономическая сумма. Гибель «Титаника» - одна из величайших морских катастроф XX столетия.

1985 год, 1 сентября – трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альбин» на глубину больше 4-х км и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Но его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели Титаника, но и вызвало много новых вопросов.

Так, на протяжении всех этих лет считалось, что Титаник затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса лишь 6 сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, к примеру, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса лайнера. Но отчего могли произойти эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Может быть, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, у которой была температура 2 градуса по Цельсию. Когда она начала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу…

Факт столкновения «Титаника» с айсбергом сомнения не вызывает. Об этом свидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Возможно, Титаник вовсе и не столкнулся с айсбергом, а только слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?


Ну а если все-же виновник - айсберг, то почему вообще произошло такое столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения на море - явлении удивительном для этих широт и этого времени года - вахтенным офицерам и матросам не удалось своевременно заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позднее, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросы-наблюдатели в «вороньем гнезде» на мачте даже небыли снабжены биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля. Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который можно было легко устранить заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся целыми остальные двенадцать отсеков обеспечили бы Титанику плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой роковой ошибки опытнейшего морского офицера известен…

Комиссия, которая расследовала обстоятельства гибели Титаника, пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему гигантскому лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем 1 500 человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и более того для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

На протяжении многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и только в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда 50 с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько большим, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Но вместе с тем выяснилось, что между гибнущим Титаником и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, при этом с Титаника его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» - за Титаника. Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось весьма точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с Титаника. Эти маневры представляются довольно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время - в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а после… разворачивается на 180 градусов, будто намереваясь пойти обратным курсом! Но он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстояния около 6-и морских миль - наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, вновь разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него на протяжении двух с лишним часов безучастно наблюдали, как гибнет Титаник, то не причастен ли он к гибели лайнера? А может быть, «Икс» вовсе и не был судном?

(Материал В. Ильина)

Статьи по теме