Лирика род литературы в. Лирика как литературный род

Лирика. (от др.гр.-назв-е муз.инструмента,под к-й исполнялись стихи). Аристотель писал, «В лирике автор остается самим собой, не изменяя своего лица.» Белинский считал «Это род, где поэт является на первом месте, и мы все принимаем и воспринимаем через душу поэта.» своеобразие лирике видно в идейном содержании, композиции. В Л.на 1плане единичн.сост-е чел-ка в мыслях, эмоциях, впечатл-х. Стих-е м.б. сюжетн., но в силу ограниен.простран-ва событийн.ряд достат.скуп, п/му все худ.ср-ва и подчин-ся раскрытию цельных движ-й чел-й души. Выр-ся это носителем речи, к-ый абсолютно свободен, предельно субъективен. Л.не всегда замык-ся в пределах внутр.жизни чела, п-му сущ-т гражд.Л., пейзажная, ф-фская, онтологич.(связан. с предст-ми о прир.бытия)Л. В своей книге о психол-зме Гинзбург отмеч-т: «по своей сути Л.-разговор о значит-ом, высоком, прекрасном, своег рода экспозиц.идеалов и жизнен.ценностей чела.» Главное в Л.-это малая форма, принцип как м.короче и как м.полнее. Сущ-т даже форма одностишья. Сост-щия чел-го сознания м.выражаться по-разн: прямо открыто; в задушевн.признаниях, исповеди; размышлении. НО никогда Л.не могла быть нейтральна в своей тональности. Д-ны.присут-ть тем.н. семантико-фонетич.эфекты., т.е.выраженные в стр-ре, в фактуре стиха какие-то экспрес.эл-ты, способств-е его активному восприятию (тв-воПастернака). Носителя переж-й, выраженного в Л., принято наз-ть лирич.гер.(Тынянов). Ему синонимичны термины «лирич.я», «лирич.субъект». О лир.герое принято гов-ть не только касаясь отд.стихо-й и циклов, но всего тв-ва поэта. Лирич.герой тесно связан с автором в мироощущ-и, дух-биогр.опыте, речев.поведени. По-му Л.в осн.своем мотиве автопсихологична. Тем не менее не стоит путать лир.героя и автора: происходящее в стих-и-это одно, а в ж.-др. Достат.часто образ автора и лир.героя различны.Н,поэзия Батюшкова-больного и несчастного чел-ка и лир.героя-активного и романтич. Соотн-е лир.герой-автор сегодня рассмат-т по-разн. Одни ученые настаив-т на нерасторжении этих понятий, др-на сложных взаимоотн-х, 3-гов.об интерсубъектив-ти Л., т.е.взаимод-и большого числа сознаний. Н, Мандельш. Т.к. в Л.нет дистанции м/у автором и чит-лем, присут-т больш.эмоц.актив-ть, чем в эпосе и драме.

Особенности лирики как лит-го рода. Жанры лирики. Она отличается особенностью построенного образа. В ней происходит сила авторского «я», и объект начала. Этот объект связывается с тем, что автор выражает себя и собственные переживания и выражает общечеловеческие чувства. Главный образ в любом стихотворении - это лирический герой. Лирический герой отделен от быта поэта, от случайности, его повседневных забот. В лирике существует особое отношение и слово: точное, любящее, простая душа, многозначное, гибкое, неслучайное и звучное. Деление лирики проблема непростая. Существуют различные принципы деления – тематический (пейзажная лирика). Жанры лирики: элегия, стансы, идиллия, послание, ода, мадригал, эпиграмма, эпитафия.

Жанр лит-го произведения.

Лит-ные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов лит-ры. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие лит-ные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов лит-ры), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много.

Бахтин говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов. Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к лит-ре Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

В том же русле - концепция лит-ых жанров Поспелова. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Характеристика жанровых групп, которая дана Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна.

лит-ра знает 2рода жанровых структур. Это, во-первых, готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры), неизменно равные самим себе (яркий пример такого жанрового образования - сонет, живой и ныне), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям, каковы, к примеру, элегии или новеллы в лит-ре Нового времени. Эти свободные жанровые формы в близкие нам эпохи соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, но без какого-то минимума устойчивых структурных свойств жанров не бывает.

В поэтике 20в. создана универсальная теоретическая модель жанровой структуры. 1)жанр в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует и с такими типическими моментами жизни как разного рода ритуалы. => акцентирование установки на аудиторию, определяющей объем произведения, его стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру. 2)в лит-ом жанре видят картину или образ мира, запечатлевшие определенное миросозерцание: либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское. 3) на почве теории трагедии от Аристотеля до Шиллера и Ницше формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения - границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров. Разработанная Бахтиным теория жанра как «трехмерного конструктивного целого» синтезирует все три традиции европейской поэтики. Выдвигая идею «двоякой ориентации жанра» - в «тематической действительности» и в действительности читателя, ученый дает соответственно два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания». В одном случае акцентирована «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом - сказано, что «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров», определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение.

III. Лирические жанры

1. Ода……………………………………………………………………….9

2. Сатира как лирический жанр………………………………………….9

3. Элегия…………………………………………………………………….9

4. Малые формы лирики………………………………………………..9-10

Заключение ……………………………………………………………….11

Список литературы …………………………………………………...…12

Введение.

Лирика – один из трёх родов литературы, который, по словам Ф.Шлегеля, «изображает лишь само по себе определённое состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., - некое целое, собственно не являющееся целым». Термин «лирика» происходит от названия музыкального инструмента, под звуки которого исполнялись стихи. На протяжении веков лирика подвергалась существенным изменениям, прежде чем обрела привычную для нас форму. Лирические произведения обладают рядом важных свойств, наличие которых и определяет специфику лирики как рода.

Цель моей работы – выявить основные особенности лирики и на их основе дать характеристику лирическим жанрам, а также выделить основные формы выражения авторского сознания в лирических произведениях, рассмотрев различные подходы к изучению этой проблемы.

В реферате содержатся три главы. Первая посвящена рассмотрению тех сущностных свойств лирики, тех особенностей, которые отличают её от других родов, эпоса и драмы. Вторая глава рассказывает подробнее о взаимоотношениях автора и лирического произведения; здесь приведены различные формы выражения авторского сознания и дана их характеристика. Наконец, третья глава содержит сведения о лирических жанрах; этот вопрос заслуживает, на мой взгляд, внимания, поскольку необходимо непосредственно рассмотреть проявление особенностей лирики в разных жанрах. Эти жанры могут по-разному отражать сущность лирики, акцентируя внимание на той или иной стороне, выдвигая на первый план то или иное качество; многообразие лирических жанров способствует более глубокому пониманию лирики.



I. Лирика как род литературы.

«Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Эти слова принадлежат Л.Я.Гинзбург, и относятся они именно к лирике.

Лирика как род литературы обладает некоторыми сугубо индивидуальными чертами, и её своеобразие заключается в следующем.

Прежде всего, в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, малейшие оттенки его переживания, чувств, мыслей, окрашенные эмоционально размышления, волевые импульсы. Это становится ясно не только на примере произведений, где отсутствует сколько-нибудь наглядные образы материального мира. Это проявляется и в описательной, и в повествовательной лирике. «Здесь переживание передаётся с помощью эмоциональной экспрессии речи, тропов».

«Фабульные мотивы редки в лирической поэзии. Гораздо чаще фигурируют статические мотивы, развертывающиеся в эмоциональные ряды. Если в стихотворении говорится о каком-нибудь действии, поступке героя, событии, то мотив этого действия не вплетается в причинно-временную цепь и лишен фабульной напряженности, требующей фабульного разрешения».

«Если в лирическом произведении и обозначается какой-ли­бо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации», - отмечает Хализев. Яркий тому пример – пушкинское стихотворение «Я вас любил: любовь, ещё, быть может…»

«Слово здесь своего рода стилистический эталон. Оно входит в контекст отдельного стихотворения, уже приобретя свою экспрессивность, свои поэтические ореолы в контексте устойчивого стиля. Оно несет с собой его идеологическую атмосферу, являясь проводником определенного строя представлений, переживаний».

Лирическое переживание не столько обозначается словами (это скорее частный случай), сколько с максимальной энергией выражается. Система художественных средств в лирическом произведении всецело подчинена раскрытию цельного движения человеческой души. Система художественных средств всецело подчинена раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирически запечатленное переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций, где имеют место, а нередко и преобладают аморфность, невнятность, хаотичность. Лирическая эмо­ция - это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта чело­века.

«Лежащее в основе лирического произведения переживание - это своего рода душевное озарение. Оно являет собой результат творческого достраивания и художественного преображения того, что испытано (или может быть испытано) человеком в реальной жизни».

Однако лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей и их психологии. «Её неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихо­творения».

Диапазон воплощаемых в лирике концепций, идей, эмоций не­обычайно широк. По сравнению с другими родами литературы лирика тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью. «Она не способна плодоносить, замкнув­шись в области тотального скептицизма и мироотвержения», - утверждает Хализев, т.е. для лирики важно не ограничиваться определённой совокупностью взглядов, категорически отвергая противоречащие этой совокупности или просто иные.

Томашевский выделяет три задачи лирического развития: 1) введение темы, 2) развитие темы, 3) замыкание стихотворения.

Все приемы лирического развертывания сводятся к своеобразному лирическому остранению темы. О вещах известных говорится как о неизвестном. Лирическое остранение, в отличие от повествовательного, не ощущается как отступление от общего тона речи в силу своей привычности, каноничности.

Поэтому любая тема может быть темой лирического стихотворения. Впрочем, здесь выбор темы определяется традицией и школой. Наиболее живучей в лирике является тема природы. В конце XIX и начале XX вв. её вытесняли темы городской жизни. Типичны для лирики интимные, «домашние» темы, а также бесконечно варьируемая тема любви.

Темы умирают, сменяются одни другими, борются, иногда снова воскресают и т.д. Никаких общих норм в выборе лирической темы нет.

Лирика тяготеет главным образом к малой форме. Хотя и сущест­вует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их сим­фонической многоплановости (например, «Облако в штанах» В.В. Маяковского), в лирике преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы выразила Сильман Т.И.- «как можно короче и как можно полнее».

Практически в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Меди­тацией (от лат. meditatio - обдумывание, размышление) называют взвол­нованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. «Лирика, говоря иначе, несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпическом повествовании. Речь лирического про­изведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организую­щим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста».

«Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма (особенно в близкие нам эпохи) обращаются преимущественно к прозе». Причина этого – необходимость особенной ритмической и фонетической организации произведения для достижения максимальной выразительности всеми доступными средствами, так как на каждое слово ложится значительная нагрузка; нельзя забывать и о таких средствах, как ассонанс (повторение согласных) и аллитерация (повторение гласных), которые дополнительно могут воздействовать на читателя.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и нео­жиданных иносказаний, такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают (особенно в нашем столетии) поэты-лирики, не знают ни «обычная» речь, ни высказыва­ния героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

Итак, наиболее важные качества лирики как рода литературы – субъективность, индивидуально-творческая природа, интеоризованность (т.е. лирика не подчиняется каким-либо обязательным канонам, нет строгих правил для выражения чувств), направленность на внутренний мир субъекта, преобладание малых форм.

В лирике (др. - гр. lyra - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания : эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское «Я помню чудное мгновенье…»). «Лирика, - писал Ф. Шлегель, - всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т. д., - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства» . Этот взгляд на предмет лирической поэзии унаследован современной наукой .

Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Оно не столько обозначается словами (это случай частный), сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирически запечатленное переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций, где имеют место, а нередко и преобладают аморфность, невнятность, хаотичность. Лирическая эмоция - это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. «Самый субъективный род литературы, - писала о лирике Л. Я. Гинзбург, - она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» . Лежащее в основе лирического произведения переживание - это своего рода душевное озарение. Оно являет собой результат творческого достраивания и художественного преобразования того, что испытано (или может быть испытано) человеком в реальной жизни. «Даже в те поры, - писал о Пушкине Н. В. Гоголь, - когда метался он сам в чаду страстей, поэзия была для него святыня, - точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необдуманного, опрометчивого из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность <…> Читатель услышал одно только благоухание, но какие вещества перегорели в груди поэта затем, чтобы издать это благоухание, того никто не может услышать» .

Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания (что, как настойчиво говорит Г. Н. Поспелов, является в ней первичным, главным, доминирующим ), но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. При этом лирическое творчество, одним из предварений которого в европейской литературе являются библейские «Псалмы», может обретать в своих наиболее ярких образцах религиозный характер. Оно оказывается (вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва») «соприродным молитве» запечатлевает раздумья поэтов о высшей силе бытия (ода Г.Р. Державина «Бог») и его общение с Богом («Пророк» А.С. Пушкина). Религиозные мотивы весьма настойчивы и в лирике нашего века: у В.Ф. Ходасевича, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, из числа современных поэтов - у О.А Седаковой.

Диапазон лирически воплощаемых концепций, идей, эмоций необычайно широк. Вместе с тем лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью. Она не способна плодоносить, замкнувшись в области тотального скептицизма и мироотвержения. Обратимся еще раз к книге Л.Я. Гинзбург: «По самой своей сути лирика - разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Но также и антиценностей - в гротеске, в обличении и сатире; но не здесь все же проходит большая дорога лирической поэзии» .

Лирика обретает себя главным образом в малой форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы , воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости («Про это» В.В. Маяковского, «Поэма горы» и «Поэма конца» М.И. Цветаевой, «Поэма без героя» А.А Ахматовой), в лирике безусловно преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы - «как мотано короче и как можно полнее» . Устремленные к предельной компактности, максимально «сжатые» лирические тексты порой подобны пословичным формулам, афоризмам, сентенциям, с которыми нередко соприкасаются и соперничают.

Лирическое творчество (и это опять-таки роднит его с музыкой, а также с хореографией) обладает максимальной внушающей, заражающей силой (суггестивностью ). Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции, в известной мере отстраненно. По воле авторов (а иногда и по своей собственной) мы принимаем либо, напротив, не разделяем их умонастроений, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем над ними или же им сочувствуем. Другое дело лирика. Полно воспринять лирическое произведение - это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное. С помощью сгущенных поэтических формул лирического произведения между автором и читателем, по точным словам Л.Я. Гинзбург, «устанавливается молниеносный и безошибочный контакт» . Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами. Автор и его читатель образуют некое единое, нераздельное «мы». И в этом состоит особое обаяние лирики.

К жанрам лирики относятся стихотворение, послание, элегия, ода, эпиграмма, песня, сонет, баллада.

12. Жанровая модель: элегия (примеры).

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию . Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

В русской поэзии перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) определенно положил начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённых Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Вюртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхил» (точнее, это - элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».

В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Батюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.

13. Жанровая модель: баллада. (примеры)

Балла́да - лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первая русская баллада, и притом - оригинальная и по содержанию, и по форме - «громвал» Г. П. Каменева (1772-1803). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783-1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, - говорит Белинский, - когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Уланда, Зейдлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная его баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».

Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову - «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому - «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно - на древнерусские темы) и А. А. Фета.

У Жуковского встречаются три типа баллад – «русские» (некоторым балладам он дает такой подзаголовок; среди них – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев»; вслед за Жуковским такими же подзаголовками снабжали свои баллады и другие отечественные авторы), «античные» («Ахилл», «Кассандра», «Ивиковы журавли», «Жалобы Цереры», «Элевзинский праздник», «Торжество победителей»; античный, мифологический сюжет – приобретение литературной баллады, поскольку народная баллада основана на средневековом предании) и «средневековые» («Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Баллада о старушке…», «Поликратов перстень», «Рыцарь Роллон» и др.).

Все названия баллад условны и связаны с тем, какой сюжет развивается в балладе. Подзаголовок «русская баллада» подчеркивал также переделку средневековой баллады в национальном духе. В «русских балладах» Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных необычайно важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто наивно-религиозную форму. Все баллады объединяются гуманным миросозерцанием, общим для жанра в целом.

В литературной балладе любое историческое или легендарное предание может стать сюжетом, в том числе современное (например, «Ночной смотр» Жуковского и «Воздушный корабль» Лермонтова). Историческое время и историческое место действия в балладе условны. Такие события, которые произошли, например, в средневековье, могли быть в литературной балладе приурочены и отнесены к античности, к Греции или Риму, к современной России и вообще к выдуманной, небывалой стране. На самом деле все действие совершается вне истории и вне конкретного пространства. Время и пространство баллады – это вечность, живущая по постоянному графику: утро, день, вечер, ночью Все временное, исторически преходящее отступает на второй план. Точно так же пространство баллады – весь мир, вся вселенная, у которой тоже есть свои постоянные места – горы, холмы, реки, равнины, небо, леса. Они опять-таки не прикреплены к какой-либо одной стране. Действие баллады развертывается на виду всей вселенной как во времени, так и в пространстве. Человек в балладе поставлен лицом к лицу с вечностью, со всей судьбой. В таком сопоставлении главную роль играют не его социальное или материальное положение, знатен он или незнатен, богат или беден, а коренные свойства и всеобщие чувства. К ним относятся переживания любви, смерти, страха, надежды, гибели, спасения. Все люди бывают недовольны, и время от времени из их уст раздается ропот, все на что-то надеются, чего-то опасаются, испытывают время от времени страх, и все знают, что рано или поздно умрут. В большинстве баллад Жуковского герой, героиня или оба персонажа недовольны судьбой и вступают с ней в спор. Человек в балладе отвергает свою судьбу, а судьба, становясь еще более свирепой, настигает его и является в еще более страшном образе.

Жуковский начал с русских баллад. В них господствовал тон меланхолической любви, наслаждения печалью, который распространился затем на античную и средневековую баллады. постепенно тема любви уступила место нравственно-гражданским, моральным мотивам, выдержанным, однако, в лирическом ключе. Затем, во второй половине 1830-х годов, балладное творчество Жуковского иссякает, и поэт переходит к большим эпическим формам – поэмам, повестям, сказкам.

Жанровая модель: романтическая поэма. (Примеры)

Поэ́ма - (др.-греч. ποίημα), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). Поэма развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде», «Старшая Эдда» и др.).

Существует много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему.

Романтическая поэма разрушила стереотип идеального ландшафта, заменив его множеством конкретных видов пейзажей. Причем она объединила их с этнографическим обликом данного народа в общий тип миропонимания, среды, введенной в поэму на правах одного из участников ситуации. В 1823 году, вскоре после выхода «Кавказского пленника», О. М. Сомов писал: «Сколько разных обликов, нравов и обычаев представляется испытующему взору в одном объеме России совокупной! Не говоря уже о собственно русских, здесь являются малороссияне, со сладостными их песнями и славными воспоминаниями: там воинственные сыны Тихого Дона и отважные переселенцы Сечи Запорожской: все они... носят черты отличия в нравах и наружности. Что же, если мы окинем взором края России, обитаемые пылкими поляками и литовцами, народами финского и скандинавского происхождения, обитателями древней Колхиды, потомками переселенцев, видевших изгнание Овидия, остатками некогда грозных России татар, многоразличными племенами Сибири и островов, кочующими поколениями монголов, буйными жителями Кавказа, северными лапландцами и самоедами...» 26 Почти все эти «подсказки» были реализованы романтической поэмой (а также другими жанрами, прежде всего - повестью).

Однако важнейшее изменение, которое принесла с собою романтическая поэма, протекало в сфере соотношения описанного мира чувств, размышлений и действий с художественным субъектом. В элегии и дружеском послании таким субъектом было авторское «Я». В поэме же - третье лицо - «Он». Тынянов писал о персонаже типа пушкинского пленника, что он «в поэме был рупором современной элегии, стало быть конкретизацией стилевых явлений в лицо» 27 . Добавим: не только стилевых, но и событийно-фабульных, то есть общего конфликта, центром которого стало третье лицо, «Он».

С точки зрения сегодняшнего (конечно, схематизирующего, хотя дело не в этом) литературного сознания в романтической поэме типа «Кавказского пленника» к центральному персонажу «прибавляется» автор, к эпическому началу - лирические элементы. Между тем для современников Пушкина все было наоборот: к лирической и авторской основе «прибавлялся» персонаж. Такой восприятие поэмы отражало ее оригинальность как жанра романтического.

А вообще для ответа на этот вопрос особенно хороша статья Баратынского, откуда я немного взял информации. Просто у него очень сложно что-то вырывать, для подчитки по данному вопросу вполне полезная вещь: http://baratynskiy.lit-info.ru/baratynskiy/articles/mann-dinamika-romantizma/romanticheskaya-poema-kak-zhanr.htm

ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Эмоционально окрашенное размышление – иногда внешняя безэмоциональность. Это лирическая медитация. Лермонтов «И скучно, и грустно…» Волевые импульсы, ораторские интонации в лирике декабристов. Впечатления – тоже может быть предметом лирического текста.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

Очень важен конец 18 – начало 19 века – период разрушения представления о лирике, разрушение жанрового мышления в лирике, новое мышление – стилевое. Связано с Гете. В 70-е годы 18 века Гете создает новую особенность лирического произведения, которая порывала с традициями. До этого была строгая иерархия жанров : четко распределено какие формы лирики когда использовались.

Ода – идеализация вышестоящего лица, поэтому определенная форма. Десятистишье, торжественное вступление, описательная часть, часть о процветании страны.

Гете разрушает связь между темой и формой. Его стихотворения начинаются как слепок с мгновенного переживания – изображение. Могли включаться и природные явления, но только не условные. Процесс стилевой индивидуализации. В 19 веке часто невозможно определить жанр.

С каждым поэтом связан определенный круг эмоций, особое отношение к миру. Жуковский, Маяковский, Гумилев.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме. Установка на неуклюжий стих – Некрасов.

Термин происходит от грецкого lyra - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого античные поэты выполняли свои стихи Те произведения, которые исполнялись в сопровождении лиры, называли лирическими В основе лирики - ду Умки и переживания лирического героя Термин \"лирический герой\" ввел Ю Тынянов лирического героя нельзя отождествлять с автором, хотя он связан с автором, его духовно-биографическим опытом, свитовидчут тям, душевным настроем Лирические переживания могут быть присущи не только поэту, но и другим лицам, непохожим на негоодібним до нього.

Характер лирического героя часто раскрывается через действия, поступки В стихотворении В Симоненко \"Не верь мне\" влюбленный лирический герой так характеризует состояние своей души и:

Кроме лирического героя, в лирике есть автор-рассказчик и собственно автор, С Бройтман называет это лирическое \"я\", которое не совпадает с лирическим героем В произведениях с автором-рассказчиком для лирики характерна ценностная эксп депрессии, которая выражается через позасубьективни формы авторского сознания: высказывания принадлежат третьему лицу, а субъект языка грамматически не выраженыне виражений.

(X Керита, \"Такое горячее листья осенью\")

В произведениях, где лицо говорящего, не выявлено, в которых она только голос, создается иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на героя и автора, сам автор растворяется в своем творении

В отличие от автора-рассказчика собственно автор грамматически выраженное лицо, он присутствует в тексте как \"я\" или \"мы\" На первом плане не он, а ситуации, обстоятельства, события В таких произведениях, по словам Л Гинсбург, лирическая личность \"существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы\" В стихотворении X Керита \"Время забыл о моем существовании\" ее переживания а не сама переживая автор; її переживання, а не сама переживаюча авторка:

Время забыл о моем существовании, Исчезли все мелкие тревоги манят звезды в дрожащие сумерки, потолок синь неизвестные дороги Подо мной большая Земля, И сама я, как птица тугокрилий Глуб небес мои крылья свела, я уже крыльями пробую водоворотерій.

О лирическое \"я\" мы можем говорить в том случае, когда носитель языка становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом По мнению С Бройтмана, \"лирический герой является субъектом в себе и субъектом в себе, и для-себя В лирике XIX в растет количество таких форм выражения, при которых тот, кто говорит, видит себя изнутри и сбоку зсередини і збоку".

Лирика берет начало в синкретическом искусстве, где, кроме рассказа и драматического действа, оказывались чувства и переживания Лирика - найсубьективниший род литературы Диапазон лирики - широкий Все, что х волнует, радует или огорчает поэта, может быть предметом лирического переживания Характерная особенность лирического произведения - лаконизм Мысли, чувства, переживания в лирическом произведении спрессованные, сконденсированные, во ни более обобщенные, чем в эпосе \"Лирика, - писал теоретик романтизма Ф Шлегель, - всегда рисует только сам по себе душевное состояние, например, порыв, удивление, вспышка гнева, боли, радости и т д - щ вот целое, собственно, не является целым Здесь необходимо единство чувства \"1 Лирика не стремится к созданию законченного характера героевеного характеру героя.

Лирические произведения носят преимущественно стихотворную форму Лирические произведения в прозе встречаются редко (\"Стихотворения в прозе\" И Тургенева, \"Твои письма всегда пахнут увядшими розами\" Леси Украинская, поэзия в прозе Ю Потому оршоша-Кумятский. Боршоша-Кум"ятського).

распространенная форма лирического произведения - монолог, диалоги редки Основное средство изложения - размышление В лирических произведениях часто используются описания (природы, вещей, интерьера), они являются средством роскошных закрытия внутреннего мира человека В некоторых лирических произведениях есть рассказы о событиях - эпические элементы Встречаются и драматические элементы (диалоги) Итак, лирика использует средства других родов литературы Лирическая поэзия близка к музыке, музыка, как и лирика, выражает внутренний мир человека В лирических произведениях нет развернутого сюжета, ситуации В некоторых лирических произведениях есть конфликт между лирическим героем и вот нием, он наполняет лирическое произведение драматизмом (\"Солнце заходит\" Т Шевченко, \"Каменщики\" И. ФранкоКаменярі" І. Франка).

Есть \"ролевая\" лирика В такой лирике автор играет роль то одной, то другой лица Интересно использовал форму ролевой лирики П Тычина в \"Письмах к поэту\" Три точки зрения трех читательниц - это точки зрения самого ав вторточки зору самого автора.

Лирика как литературный род сформировалась в Древней Греции, высокого уровня развития достигла в Древнем Риме Известными античными поэтами были Пиндар, Сапфо, Анакреонт, Гораций, Овидий В эпоху От дродження появляются произведения Петрарки, Шекспира XVIII-XIX вв дал миру поэзию Гете, Байрона, Шелли, Шевченко, Пушкина, Франко, Леси Украинскиеїнки.

украинского лирика развилась из народной песни Песни легендарной Маруси Чурай Навсегда вошли в золотой фонд украинской лирики: Известным постом-лириком был Сковорода Значительный вклад в развитие украинс ской \"лирики внесли П Тычина, М Рыльский, В Сооюра, А Малышко, Д Павлычко, В Симоненко, Лина Костенко, П СкунцП. Скунць.

Виды и жанры лирики

А Ткаченко для поэтапного постижения феномена лирики предлагает следующую последовательность: \"1 Род - лирика 2 Вид -

а) стихотворная, или поэзия;

б) драматизированные, или ролевая;

в) прозаическая (миниатюры и большие формы)

3 Жанр (песня, ода, элегия, эпиграмма и т.д.)

Каждая из этих позиций в этой иерархии может иметь свои Ранов иди Например:

1 род - лирика; разновидности рода:

а) с точки зрения выразительного (автопсихологична / ролевая; медитативная / суггестивная);

б) с точки зрения тематики (пейзажная / урбанистическая; интимная / социальная; мифопоэтическое / культуральная и др.);

в) с точки зрения тональности (минорная / мажорная; героическая / комическая; драматическая / идиллическая и др.) \"

Кроме таких разновидностей, возможны и другие параметры: тенденциозная / нетенденцийна, метафорическая / автологических В соответствии с видами пафоса возможны другие разновидности Вероятные и другие иерархические цепи Да, и интимная лирика может быть любовноною.

Ода (греч дай - лирическое произведение, который славит богов, выдающихся людей, важные общественные события, величественные явления природы В эпоху античности одой называли хоровую песню Выдающимся классиком одической поэзии был Пи Индар (V века до н.э) Он писал религиозные гимны мифологического характера в честь Диониса, торжественные песни в честь военных побед греков и эпиникии - песни в честь победителей в Олимпийских играх до н ашого времени дошли лишь эпиникии Оды Пиндара (522 - 422 гг до н э) имели торжественный, пышный стиль, изысканные методы, строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод) Римский поэт Г ораций (IV века до н.э) прославлял в своих одах Венеру, Вакха, императора Октавиана Августа В эпоху Возрождения ода становится популярной в творчестве поэтов \"Плеяды\", во главе которой стоял известный французский письме нник Ронсар, который издал книгу \"Оды\" (1550 г) Ода была любимым жанром классицистов Они считали оду высоким поэтическим жанром Н Буало в труде \"Искусство поэтическое\" изложил правила одописання По его дум ку, ода должна быть торжественной и трогать читателя Известными одописцямы были Клопшток, Шиллер (Германия), Ломоносов, Кантемир (Россия), Байрон (Англиямеччина), Ломоносов, Кантемір (Росія), Байрон (Англія).

В украинской литературе жанр оды сформировался в начале XIX века (И Котляревский \"Песня на новый 1805 год господину нашему и князю Алексею Борисовичу Куракину\") В эпоху барокко ода была известна как панег гирик украинские поэты отошли от высокого стиля оды Гулак-Артемовский совершил переработку в бурлескном стиле од Горация (\"К Гараська\", \"К Пархома\") В литературе XX века этот жанр потерял попу лярнисть, поэты используют редко Известный цикл от С Крыжановского (\"Ода человеку\", \"Ода дереву\", \"Ода скорости\", \"Ода библиотеке\") К жанру оды обращались и Муратов, и Драч В советские времена со циалистични реалисты возвеличивали в одах вождей коммунистической партииські часи соціалістичні реалісти возвеличували в одах вождів комуністичної партії.

И Качуровский называет оду строфой с жанровой тенденцией Известны три формы от:

1) восьми стихотворная строфа из двух катренов с перекрестными рифмами, размер - четырехстопный ямб;

2) восьмивиршова строфа из двух катренов, первый из них имеет перекрестные рифмы, второй - охопни;

3) десятивиршова строфа из катрена, имеющий перекрестные рифмы и шести стиха с турнирных рифмовкой

Существовали одические строфы из двенадцати стихов

Пеан (греч раиаn, раиеоn, раиon - целитель, спаситель) - гимн в честь бога поэзии и солнца, защитника от беды Аполлона, впоследствии Пеано стали называть песни-молитвы, песни-благодарности в честь других богов в Сформировался как жанра Спарте (VII в до н.э) Авторами Пеано были Алкман, Вакхилид, Пинда Піндар.

Гимн (от греч hymnos) - торжественная песнь в честь выдающегося события или героя В Древнем Египте и Греции в гимнах славили богов (культовые гимны) Афродиту, Артемиду и героев (военные гимны) В Киевской Руси слагали гимны в честь князей В средневековье приобрели популярность религиозные гимны Античные гимны имели особую композицию Они включали форму обращения к объекту похвалы, в гимне детально воспевались подвиги Завершались произведения молитвой, заклинанием, пожеланием, в них использовались восклицательные, вопросительные фигуры, повторы В Древней Греции гимны были сюжетнымюжетними.

В Украине роль национальных гимнов выполняли \"Завещание\" Т Шевченко, \"Вечный революционер\" И. Франко Гимном независимой Украины является \"Ще не вмерла Украина\" (слова П Чубинского, музыка М Вербицкого)

канцоны (итал canzone - песня) - жанр средневековой лирики трубадуров Прованса, посвященный любви канцоны имела строфическую строение, сквозное рифмовки Последняя строфа была короче, она посвящена ся даме сердца Жанр канцон и использовали Данте, Петрарка, Боккаччо украинские поэты к этому жанру обращались редко В Украине канцоны известны по переводам И. Франко и М Бажан. Бажана.

Псалмы (греч psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - песня религиозного содержания Псалмы были популярны в эпоху барокко Известны псалмы Г. Сковороды (\"Сад божественных песен\"), Т Шевченко (\"Давыдов е псалмы \") С определенными изменениями этот жанр использовали П Тычина (\" Псалом железу \"), Есть Маланюк (\" Псалмы степи \"зу"), Є. Маланюк ("Псалми степу").

Мадригал (итал madrigale - песня на родном языке) - небольшое сочинение (2-12 строк) на тему любви Н Буало писал, что мадригал должен дышать \"нежностью, сладостью и любовью\" Мадригал имеет форму обращения, в отмечается остроумием, содержит комплименты лицу, к которому обращен Он появился в эпоху Возрождения Авторами мадригалов были Петрарка, Боккаччо Мадригал распространен в салонной и альбомной поэзии XVI I-XVIII вв В поэзии позднего времени использовался редко Автором украинской мадригалов были Климентий Зиновиив, О Конисский, М Старицкий, Ольга Петровна, и Франко, Леся Украинской, Александр Олесь, Олег г Ольжындр Олесь, Олег Ольжич.

Дифирамб (греч dithyrambos) - торжественная хоровая песня, посвященная богу Дионису, впоследствии другим богам и героям Дифирамб торжественным пафосом близок к оды и гимна, он сопровождался танцами Расцвет дифи ирамба связан с творчеством Пиндара и Вакхилида, а формирование жанра с лирикой древнегреческого поэта Ариона Аристотель считал, что дифирамба развилась греческая трагедия конце IV века до н.э дифи Рамбам перестал существовать Теперь под дифирамбы понимаем чрезмерное восхваление какой-то лицїсь особи.

Стансы (итал stanza - остановка, комната) - четырехстрочная строфа, имеет законченную мысль и жанр медитативной лирики По содержанию стансы - нечто среднее между одой и гимном Хрестоматийным образцом стансов счи ажають стихотворение О Пушкина \"Брожу ли я вдоль улиц шумных\" Авторами стансов является М Рыльский, Б Кравцов и М Винграновский В творческом наследии Б Кравцива является сборник \"Сонеты и стансы С поэтического дневника (1971-1 973)ого щоденника (1971-1973)".

Альба (прованс alba - рассвет) - жанр куртуазной лирики XI-XII вв Это песня, которая имеет форму диалога или монолога, ситуация альбы - разлука влюбленных на рассвете В ней звучат жалобы на то, что рассвет, сторож с башни, первый звук рожка прервали чары любви, свидание рыцаря-трубадура с \"дамой сердца\" Персонажи альбы: дама, рыцарь, ревнивый муж, товарищ рыцаря, который стоит на страже Талантливыми создателей альбома были Укдела Баккалария, Бертран де БорБертран де Борн.

Рубаи - жанр медитативной лирики, заимствованный из фольклора таджиков и персов Расцвет рубаи приходится на XI века, он связан с творчеством Омара Хайяма и Абу Саьида Рубаи включает четыре строки, с из которых первый, второй и четвертый рифмуются Первый бейт (двухстрочный стихотворение) является предпосылкой, третий выводом, который усиливается афористичным выражением в последней строке Известны рубаи-драмы, рубаи-описания, ребром и-панегирики Совокупность рубаи называют рубаятоаятом.

К жанру рубаи обращались Д Павлычко, О Пахарь, Галина Тарасюк, В Базилевский Особенностям рубаи посвящено исследование Елены Семочкин \"Рубаи в жанрово-стилевой системе украинской поэзии второй по оловины XX века \"(2005 p" (2005 p.).

Епиталама (греч epithal увалася в VIII-VI века до н.э Авторами епиталам были Сапфо, Феокрит, Катулл К этому жанру обращались В Тредиаковский, и Северянин, он встречается в творчестве М РильськогРильського.

Серенада (франц serenade от итал sera - вечер) - песня о любви, которую выполняют под акомпонемснт мандолины или гитары Серенада славила девственности девушки, приглашала на свидание Она была распространена в Исп нии и Италии, в музыке XVIII-XIX вв стала инструментальным произведением камерного характерктеру.

В поэме Леси Украинский \"Старая сказка\" рыцарь Бертольдо серенадами завоевал сердце красавицы Изидоры К жанру серенады обращались М Вороной, Есть Гребенка, С Черкасенко

Эпитафия (греч epitaphios - надгробное слово) - стихотворение, который предназначен для надписи на надгробном памятнике Такая надпись в форме эпиграммы, эпиникии (песня о захороненных покойника) связан с культом ом мертвых, он имел дидактическую функцию В Древней Греции эпитафии славили добродетели выдающихся людей, героев, в частности защитников Отечества Впоследствии появились эпитафии в честь несуществующих людей, в которых разоблачали ися определенные человеческие пороки В Украине эпитафии получили распространение в литературе барокко (Лазарь Баранович, Варлаам Ясинский, Феофаы Прокопович) В литературе XX века появились эпитафии В Еллана-Голубого В Симоненко, М Сома Этот жанр не потерял и сегодня своего значенияо значення.

Эпиграмма (греч epigramma-надпись) - жанр сатирической лирики В Древней Греции эпиграммы писали на алтарях сначала в форме элегического дистиха, впоследствии ямбический размером История эпиграммы связана с именами Эз зопа, Платона, Сапфо, Симонида, Анакреонта, в римской литературе - Маршала, Ювенала Эпиграмма была популярной в творчестве Г Смотрицкого, А Римши Этот жанр использовали И Франко, В Самойленко, В Сос ю-ра, Д Белоус, В Симоненко, П Осадчуюо, П. Осадчук.

Элегия (греч elegeia - жалоба) - лирическое произведение меланхолического, печального содержания Элегия появилась в Древней Греции в VII в до н.э Малая форму элегического дистиха Архилох, Тиртей, Солон писали патриоты ични элегии, Мимнерм - интимные Римская литература культивировала жанр любовной элегии (Проперций, Тибулл, Овидий) Элегия была любимым жанром сентименталистов, украинских романтиков (М Петренко, В Заб елая) Известные элегии-исповеди (С Руданский), элегии-думы (Т. Шевченко), элегии-песни (Л Глебов) Есть элегии в творчестве И. Франко (\"Майови элегии\"), Леси Украинский (\"К моему фортеп\" (\"Элегия о кольце ночи\", \"Элегия о кольце любви\") К этому жанру обращаются современные поэты (П Тычина, А Малышко, и Драч, Лина Костенко) Особенности жанра элегии изучали такие литературоведы, как Г Сивоконь (\"Давнонру елегії вивчали такі літературознавці, як Г. Сивокінь ("Давні

украинской поэтики \"), В Маслюк (\" Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в и их роль в развитии теории литературы на Украине \"), Елена Ткаченко (\" Украинская классическая элегия \")

Послания - лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какой-то лица или человек В произведениях этого жанра использовалась дидактическая или морально-философская проблематика, которая сочеталась с н негиричною, юмористической или сатирической Основоположником жанра был римский поэт Гораций, автор послания \"К Писонив\" К жанру послания обращались Т. Шевченко (\"И мертвым, и живым, и нерожденным земл якам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание \",\" Гоголю \",\" Марку Вовчку \",\" К Основьяненко \"), и Франко (\" Товарищам из тюрьмы \",\" Молодому другу \"), Леся Украинской (этого жанра является в творчестве П Тычины, М Рыльского, М Драй-Хмары, В Сосюр Вірші цього жанру є у творчому доробку П. Тичини, М. Рильського, М. Драй-Хмари, В. Сосюри.

Лирический портрет - это стихотворение, в котором дается оценка определенной реальной личности (Есть Маланюк - \"К портрету Мазепы\", Д Павлычко - \"Александр Довженко\", М Рыльский - \"Шевченко\") В лирических портретах змальовует ться внешность и внутренний мир лирического героя или лицамричного героя або конкретної особи.

Мнение (дума) - лирический жанр медитативно-элегической характера, распространенный в творчестве украинских, польских, белорусских писателей-романтиков XIX в Мыслями есть произведения Т Шевченко \"Зачем мне черные бровей вы \",\" Тяжело жить на свете \", цикл стихов М Петренко\" Думы и песниетренка "Думи та співи".

Художественная литература развивается, лирика обогащается новыми жанро-образованиями В поэтической практике встречаются жанры, заимствованные из музыки (марш, ноктюрн, прелюдия, вальс, вариация, сюита, ??симфония рапсодия, реквием, оратория, кантата), живописи (этюд, портрет, автопортрет, натюрморт, барельеф) Иногда поэты называют свои произведения монологами, репортажами, очерками, рассказами, новеллами, памфлетыми.

Поскольку мелкая классификация лирических произведений в современной литературе невозможна, чистые жанры случаются редко, происходит их синтез, целесообразно выделять широкие жанровые группы произведений, в частности, лирику фило ософську, медитативную, сугестивну, публицистическую, сатирическую и научную В философской лирике рациональное доминирует над эмоциональным ее предмет-философское освоение человека и мира, общие закономерностей те развития общества и природы, онтологические и экзистенциальные проблемы Философская лирика использует такие жанры, как элегия, этюд, сонет, газель, рубаи В 50-70-х годах XX века в жанре философского с Монеты работали М Рыльский, А Малышко, П Шестов. Тичина.

Медитация (лат meditatио - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором поэт размышляет над онтологическими, экзистенциальными проблемами В основе медитативной лирики - анализ внутреннего мира человека, спи иввиднесенои с окружающей средой Автор медитации стремится познать себя и мир, определенные жизненные явления В украинской поэзии медитации писали Лазарь Баранович, Г Сковорода, Т. Шевченко, П Кулиш, и Франко, М Рыльский М Зеров, Б-И Антоныч, Лина Костенко, П Мовчан, Игорь Калинец Ігор Калинець.

Суггестивная лирика (лат suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, осваивает духовную сферу, внутренние конфликты морально-психологического характера Важную роль в суггестивной лирике и играют ассоциативные связи, богатая метафорика, мелодичность, размытые образы, расшатанные культурно-интонационные конструкции, косвенные намеки Суггестивная лирика - чаще поток чувств, сложные эмоциональные переживания без определения мотивов, причин, непостижимые, неуловимые состояния лирического героя, которые трудно воспроизвести реалистическими средствами Суггестивные стихи пишут поэты философского и медитативно го склада мышления К ней чаще всего обращаются художники интроспективной мышлением (Б Пастернак - \"Зимняя ночь\", Лина Костенко - \"Осенний день, осенний день, осенний\"інній день, осінній...").

В поэтической суггестии доминирует импрессионистический стиль, в ней на первом плане - живое впечатление Образцом такой лирики является стихотворение Лины Костенко \"Осенний день, осенний день, осенний\"

Публицистическая лирика - это открыто тенденциозные произведения, его предмет - социальные, политические, мировоззренческие проблемы, задачи: утвердить или опровергнуть какую-то мысль Публицистическая лирика адресуется конкретные й лицу или широкому кругу читателей В ней органично сочетается рациональное и эмоциональное, она прибегает к такому способу выражения, как декларацииія.

Публицистическая лирика использует жанры монолога, послание, оды, памфлета, репортажа, открытое письмо

Трудно назвать поэта, который не писал бы публицистических стихов

Сатирическая лирика Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека В узком смысле - это лирические твор ры обличительного содержания Первые образцы этого жанра находим у римского поэта Ювеналнала.

\"В эпоху классицизма, - отмечает Т Валковая, - стихотворная сатира могла быть эпической и лирической по своей композиционной структурой В одних постов сатира имела лиро-эпический характер (Кантемир, Державин) и и иногда более эпический, чем лирическое (Кантемир), в других - лирический (Ломоносов, Сумароков, Державин) Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру Сатиру представляют такие жанры, как пародия, эпиграмма, сатирическая миниатюра, сатирическая авторская песня, сатирический диалог, микробайка, парадоксальный афоризм, лирический фельетон, эпитафия, сатирический памфлет, дружеский шарж, репло ика, эстрадный куплет По наблюдению Т валков, в сатире ощутима взаимодействие жанровых форм, в частности, пародии, эпиграммы, сатирической миниатюрыї мініатюри.

Научная лирика Это такой жанр лирики, в которой содержанием является научный компонент Теоретиком научной поэзии является французский литературовед 3 Гиль В"" Трактате о слове \"(1869 г) он писал о необходимости соединить Уват в художественном произведении науку и искусство Образцом научной поэзии есть произведение Тита Лукреция Кара \"О природе вещей\" Гораций (\"К Писонив\"), Н Буало (\"Искусство поэтическое\") нарушали в своих произведениях проблемой мы теории искусства Научная поэзия приобретает особую популярность в литературе XX века ее представляют М Доленго (\"Объективная лирика Схемы и диагнозы\", 1923 г), В Полищук (\"Гениальные кристаллы\") Влияние н ауково-технического прогресса сказался в лирике футуристов, конструктивистов Научные проблемы осмысливает И Драч (\"Баллада о ДНК\", \"Чернобыльская Мадонна\") Образцами научной поэзии есть отдельные произведения из сбо РКИ \"В космическом оркестре\" П Тычины, \"Число\" М Желаемая Научная поэзия может иметь философский (П Антокольский - \"Четвертое измерение\", и Сельвинский - \"Космическая соната\"), медитативный (Л Вышеславский - \"Звездные сонеты\"), публицистический (И Драч - \"Баллада о ДНК\") характеркий - "Космічна соната"), медитативний (Л. Вишеславський - "Зоряні сонети"), публіцистичний (І. Драч - "Балада про ДНК") характери.

Из сказанного о лирике видим, что проблемы ее классификации остаются открытыми

При изучении лирических произведений часто используется тематическая классификация Выделяют следующие жанры:

1 Гражданское лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства (\"Золотой гомон\" П Тычины, \"Любите Украину\" В Сосюры, \"Любому парламента\" П Скунца)

В гражданской лирике можно выделить общественно-политическую (\"Антиглобалистичне\" П Скунца) и патриотическую (\"Мне все равно\" Т Шевченко) тематики

2 Интимная лирика отражает переживания героя, связанные с личной жизнью ее разновидности:

а) любовная - о любви как состояние души лирического героя (\"Так никто не любил\" В Сосюры);

б) эротическая - о телесном чувственная любовь (сборник \"Золотой ябко\" Д Павлычко);

в) семейная (\"Седая ласточка\" Б Олейника);

г) лирика дружбы (\"Без вожаков\" П Скунца)

3 Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла (сб Лины Костенко \"Над берегами вечности\")

4 Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания (\"Молитва\" Т Шевченко, \"Мой храм\" Зореслава)

5 Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы (\"Осень на Гуцульщине\" Ю Боршоша-Кумятский, \"Опять дождь под окнами сокрушается\" X Керита)

6 Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки (\"Кавказ\" Т Шевченко, \"С звонкого - в глухие\" П Скунца)

Статьи по теме