Исследовательская работа. Народные тряпичные куклы

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа­интернат № 1
Основного общего образования г. Томска
Исследовательский проект
«Таинственный мир куклы­оберега»

Выполнили: ученики 5 «Б» класса
Руководитель: воспитатель
Беляева Ирина Ивановна

Оглавление.
2014­2015 учебный год
Введение.
Глава 1. Народные куклы.
1.1. Определение понятия «кукла».
1.2 История возникновения кукол и их роль в жизни человека
1.3. Типы и назначения народных кукол
1.4. Куклы­обереги.
Глава 2. Традиционные технологии изготовления кукол­оберегов.
2.1. Мои первые куклы.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
2

Введение
Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она
известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история
прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На
нее не влияет время, она по­прежнему находит свой путь к сердцам детей и
взрослых.
Данная тема проекта выбрана не случайно. Она является одной из
составляющей городской программы «Диалог». Этот проект способствует к
пробуждению в детях интереса к русским народным традициям, обычаям,
обрядам. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая
древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр
и самое доступное детям произведение искусства. Ведь она хранит добро и тепло
маминых рук. Нам захотелось узнать об истории возникновения кукол­оберегов и
научиться изготавливать их своими руками.
Мы определили объект исследования ­ тряпичные куклы,
исследования – технология изготовления куклы­оберега.
предмет
Актуальность.
В век современных технологий утеряны многие народные традиции.
Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились
вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь
именно они воспитывали ребенка, развивали его.
Гипотеза

.
Возможно, знакомство с традиционными русскими куклами­оберегами, поможет
современному человеку обрести утраченные представления об окружающем
мире, о ценности семьи в обществе.
Цель исследования.
Изучить технологии изготовления кукол­оберегов и научить других людей
правильно понимать значение кукол.
Цель исследования определила следующие задачи:
 Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека.
 Определить разновидности кукол, их назначение.
 Провести мониторинг среди учеников 5 «Б» и 5 «В» классов.
 Выполнить по традиционным технологиям образцы кукол­оберегов.
3

 Научить одноклассников выполнять по традиционным технологиям
образцы русских кукол­оберегов.
Для решения данных задач мы используем методы:
 анализ информации из литературных источников, Интернета;
 моделирование;
 опрос учащихся (анкетирование).
Данная исследовательская работа имеет прикладную значимость, так как
полученные знания и умения помогают возродить интерес к богатому
культурному наследию нашей Родины. Кукла­оберег – только малая часть этого
наследия. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков.
Глава 1. Народные куклы.
1.1 Определение понятия «кукла».
Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и
исследователи. В русском языке слово «кукла» является заимствованным
из греческого: koukla – «кукла». Оно в свою очередь восходит к
латинскому cuculla – «капюшон». Родство этих слов можно объяснить
использованием в первобытном обществе масок­наголовников, они
надевались не на лицо, а на голову и представляли собой изображение
целой фигуры.
Простейшая производная от этого корня – слово «кука» может означать и
клубок ниток, и кулак.
В словаре В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет
множество значений:
 Снежная баба.
 Кулак (кукиш).
 Лен в связке.
 Горсть льна для трепания (отходы – «куклевина»), кудель, моток ниток.
 Связка ивовых прутьев.
 Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
 Форма, болванка у вязальщиков.
 Фальшивые денежные знаки.
В словаре С.И. Ожегова:
Кукла - это предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора,
пластика, бумаги, дерева и других материалов.
К сожалению, мы люди 21 века видим в традиционных куклах только внешние,
декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение.
1.2 История возникновения кукол и их роль в жизни человека.
В древности, когда люди не могли объяснить разные явления окружающего
мира, они делали фигурки богов, которые, по их мнению, могли их защитить.
4

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые
куклы. Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом
огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись
и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.
Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с
появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят,
что игрушки­предметы сделаны самим человеком. Исследуя историю, мы можем
понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для
обрядов. Это были предки народных игрушек.
До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли
изначально кукла­игрушка как самостоятельное культурное явление или это
вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей
придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот
почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, мир
детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано
вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние
куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение:
участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве
искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам
игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.
Развитие цивилизации увеличило период детства, что усложнило конструкции
игрушки, её специализации. Кукла стала детским, особым и самостоятельным
культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания
и обучения ребёнка.
В нашей стране самые ранние игрушки относятся ко второму тысячелетию
до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно
культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать
покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались
фигурки, в которых они должны вселиться, ­ прообразы будущих кукол.
Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой
идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой
распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная,
тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела
различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами
во время проведения праздников. Со времён петровских преобразований
постепенно в Россию стали проникать из­за границы игрушки, в том числе куклы,
для богатых людей. Возрождение искусства изготовления рукотворных кукол
началось в начале 90­х годов XX века. Очаровательный, уютный мир дворянских
усадеб вновь ожил в образах многочисленных «городских» кукол. Самым
крупным санкт­петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в
национальных и светских костюмах разных времен и народов стало
художественно­производственное объединение «Потешный промысел». Первые
5

авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной
палаты, появились в 17­18 веках. Они предназначались для царских детей и детей
представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году
был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём
достойное место.
И так, кукла ­ это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит
человек, старался показать схожесть куклы с человеком. Мастер­кукольник,
вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека.
Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.
1.3. Типы и назначения народных кукол.
Выделяют разные основания для классификации кукол (по размеру, по способу
изготовления и по назначению)
I. По размеру:
­ локтевые
­ ладонные
­ пальчиковые.
II. По способу изготовления.
­ основа куклы 2 прямоугольника («кувадки», «свадебная пара», «Кузьма и
Демьян»)
­ основа куклы 1 квадрат («день и ночь», «ангел», «колокольчик», «вепсская»).
­ основа куклы 1 скатка из бересты, ткани, полешки (куклы «столбушки», «12
кукол­лиходеек»)
III. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
­ куклы – обереги
­ обрядовые
­ игровые
1.3.1. Кукла­оберег. (Приложение 1)
Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом
она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы
заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла
своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при
изготовлении кукол ­ оберегов недопустимо было использовать колющие и
режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и
нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. И теперь городские
жители стараются приобрести или сами сделать куклу­домового или куклу –
«берегиню» домашнего очага.
1.3.2. Игровая кукла. (Приложение 2)
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Делали кукол не только
из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые
старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ
6

века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была
любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол
мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими,
куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка
могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда­то украшали наряд
куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.
Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье,
как и на костюме взрослого человека, вышивали:
 круги, кресты, розетки – знаки солнца;
 волнообразные линии – знаки воды;
 горизонтальные линии – знаки земли;
 ромбики с точками внутри - символ засеянного поля;
 вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой.
Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и
усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее
жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо -
неприятностей не миновать. В куклы играли и девочки­малышки, и девушки­
подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в
гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее
хозяйки. Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали.
«Полено». Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой
деревянное поленце, наряженное в женскую одежду. Туловище – кусок ткани,
свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная,
либо волосяная коса. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
«Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали
туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали
длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя
голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это
были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
«Малышок – голышек». Отличительной особенностью техники её
изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а
разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу
обязательно подпоясывали. «Малышок», как уже ясно из названия, был
голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом
русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.
«На выхвалку». Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по
шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на
которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними
детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном
во время Рождественского и Великого постов.
7

«Помощница на первую кашу». Одна из первых игрушек ребенка. Вместе
с этой куклой его сажали за стол и кормили. Если ребенок ел плохо, то мать
начинала кормить куклу, и ребенок включался в игру.
1.3.3. Обрядовая кукла. (Приложение 3)
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах
жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить
богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому­то пришло в голову
предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено,
обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву
приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы –
чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё
имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица и другие. Обряды
жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с
песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем
«отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям.
А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Многие
обрядовые куклы популярны и в наше время.
«Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров день.
В изготовлении используются нитки красного цвета, который является
обережным. На низ сарафана привязывается 9 красных ниточек­бантов. Куколка
предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в
разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Имея
множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня.
«Капустка». Воплощает плодородие и достаток. Ее создают способом
кручения, до последнего не выпуская из рук узелка. Молодым людям давали в
руки «Капустку» и смотрели, как парень берет ее в руки, как рассматривает. По
обращению с этой куклой старшие женщины судили о его готовности к женитьбе.
Считалось, что куколка ­ это как бы представительница, защитница интересов той
самой девушки, к которой сватается молодой человек.
«Купавка». «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли
по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и
невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла
праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
«Масленица». Делали из соломы или лыка, но обязательно использовали
дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу
растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Куклу
украшали лентами, искусственными цветами. На руки вешали тесёмки, завязывая
которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись,
должны были сгореть вместе с куклой.
«Козьма и Демьян». Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник,
ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки.
8

Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за
лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат
очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но
народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги,
и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых.
Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они
приносили благо и здоровье в дом.
Итак, народная кукла может быть оберегом, игрушкой или участвовать в
обрядовых действиях.
1.4.Куклы – обереги.
С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы.
Меня заинтересовал вопрос: а почему кукла­оберег была безлика? Изображение
лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его
соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо
кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши,
даже нарисованные, ­ это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и
злые силы. В старинной русской деревне люди были лишены элементарной
медицинской помощи. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так
и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески
навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались
многочисленные обряды.
Куколкой­оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой­нибудь
напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и
приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры,
куклой выметали «сор из избы». У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была
куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла «Кувадка»,
то она отгоняет злую силу. Вместе с пеленкой и одеяльцем, будущему малышу
сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали
в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет,
куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка
находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти,
угрожающие не защищённому крестом чаду. Делали «пеленашку» без иголки и
ножниц ­ нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась
материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца.
Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых
духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели
плотно спеленатый.
«Колокольчик» ­ куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от
чумы и других страшных болезней. Колокольчик имел куполообразную форму, а
сверху напоминал солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства:
9

медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если
телу хорошо, душе хорошо, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая,
задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает
своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное
и веселое настроение.
«Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») – это оберег на
сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу
наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые
горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После
уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового
урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу.
Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что
эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке
определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша.
Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали
над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Укладывая
ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой
куколкой! ».
В подарок на именины делали куклу ­ «ангелочка». Это незамысловатая, но
очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её
изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой
всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до
тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась. Это «вепсская кукла». Принадлежит
она северному народу – вепсам. Эта кукла была хранительницей домашнего
очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её
делают из обрывков изношенной одежды, из них же надёргивают нити для
путанки и связывания деталей куклы.
«День и Ночь» – куклы­обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и
ночи. Днем выставляют светлую, а ночью – темную. Куколка День ­ молодая,
живая, подвижная, работящая и веселая. Она хозяйка дня, следит, чтобы в будние
дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли,
чтобы днем светило солнышко. Куколка Ночь ­ мудрая, задумчивая, спокойная.
Она хозяйка ночи, следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от
дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
«12 куколок­лиходеек». Был на Руси такой праздник ­ Селиверстов день ­
день памяти св. Сильвестра. В крестьянском календаре Селиверстов день
приходился на период «страшных вечеров», когда, по народным представлениям,
особому разгулу предавалась нечистая сила, колдуны и ведьмы, которые
10

напускали на людей болезни. В Селиверстов день было принято заговаривать
больных. Хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок размером 5­6 см,
изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи. В случае болезни ребенка
над больным произносили заговор, в котором перечислялись имена всех сестер­
лихорадок, отражающие различные болезни. Считалось, что после заговора
лихорадки отступят от больного.
Вот эти названия:
1) Трясея (Трясавица) - от глагола «трясти».
2) Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот
разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.
3) Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): аки лед, знобит род человеческий, и кого
она мучит, тот не может и в печи согреться.
4) Гнется - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита
и производит рвоту.
5) Грудица - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6) Глухея - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной
глохнет.
7) Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, так же и она ломает
кости и спину».
8) Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).
9) Желтея - эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10) Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11) Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда
объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят
его с ума.
12) Невея (мертвящая) - всем лихорадкам сестра старейшая, и если вселится в
человека - он уже не избегнет смерти.
Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть
в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати
превратились в одну. Назвали её ­ кукла «веснянка».
Пару кукол – жениха и невесту («свадебную пару») традиционно делали к
свадьбе. Куклы делались узелковые, из ярких лоскутков и ниток, которые
связывались, но не сшивались. У этих символичных кукол неразлучников одна
общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и
в радости. Их подвешивали под дужкой упряжи во главе свадебного поезда,
везущего молодую пару в дом жениха после венчания (отсюда идет подзабытая
традиция сажать на капот свадебной машины кукол). А после свадьбы они
хранились дома, как оберег любви и верности.
Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются
кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества,
возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят
11

неожиданные отражения элементы русского народного костюма. Попробуем и мы
смастерить куклу – оберег своими руками.
Глава 2. Традиционные технологии изготовления кукол ­ оберегов
2.1. Мои первые куклы.
Изучив литературу по данной теме, появилось огромное желание изготовить
кукол ­ оберегов своими руками.
Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении
оказалась кукла ­ «ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Её
изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см без помощи
иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали
пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в
центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два
других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине,
накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест­накрест. Боковые края
расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой
рукотворной куклой.
После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки»,
«12 куколок­лиходеек».
«вепсская», «свадебная пара», «мартинички»,
(Приложение 3). Практически все куклы­обереги изготавливаются узелковым
способом. Технология изготовления «кувадок», «вепсской куклы» подробно
описана в приложении. (Приложение 4). Самой трудной в изготовлении оказалась
кукла ­ «свадебная пара». Эта пара кукол – особенная. В русской свадебной
традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и
церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу
Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично
поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли
по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для
того, чтобы между куклами всегда оставалось место для будущих детишек –
кукол «мартиничек» (Приложение 3).
Работа по изготовлению кукол­оберегов увлекательна и интересна. Пока ещё
мои куколки не такие ладные, как хотелось бы. Для меня эти куколки самые
любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут
большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить
от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности
куклы, то она и станет «оберегом».
2.2. Прекрасное своими руками.
На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 5 «Б» и 5 «В»
классов ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с
12

историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы­обереги
своими руками.
В анкетировании приняли участие 16 учеников. (Приложение 6). Мы
обработали анкеты и выяснили, что у пятиклассников скудные представления о
народной кукле, истории её появления в жизни человека. И её предназначение им
не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь11
учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол­оберегов.
На внеклассном занятии воспитатель рассказала ребятам о народных куклах,
акцентируя их внимание на куклах ­ оберегах. Рассказ сопровождался показом,
изготовленных кукол. Одноклассники внимательно слушали и с неподдельным
интересом разглядывали кукол. Ребята захотели изготовить куклу – оберег
своими руками.
Порядок работы,
каждое действие по изготовлению куклы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Славянская кукла

Исследовательский проект

обучающейся 4-Б класса

Сажневой Анастасии

Руководитель работы:

учитель начальных классов

Крючкова Ирина Васильевна

г. Энгельс, 2016 год

Цель исследования:

Выяснить, играли ли дети в куклы в далёкие времена и какое место в их жизни занимала кукла, для чего предназначалась?

Гипотеза

Я выдвинула следующую гипотезу: «Детям в любое время необходимы куклы для игры, без них невозможно развитие ребёнка». Права ли я?

Задачи проекта:

1.Познакомиться с историей возникновения славянской куклы.

2.Изучить классификацию кукол, их разновидность и значение в жизни славян.

3.Освоить технологию изготовления славянских кукол.

4. Провести сравнительный анализ кукол древней и современной Руси.

Методы исследования:

Анализ литературы, изучение различных источников, подбор текстов, работа в сети Интернет, обобщение материала.

Консультация с руководителем проекта и родителями.

Создание кукол своими руками

Славянская кукла

Кто в детстве в куклы не играл,

тот счастья не видал.

(народная мудрость)

Введение

Наша гимназия проводила конкурс проектов по украшению новогодней ёлки. Наш класс решил украсить кабинет в русском народном стиле. Своими руками мы сделали лошадок из мочала, кукол из ткани. Учитель рассказала нам о традициях наших предков при встрече Нового года, о их быте и укладе жизни. Тогда мне стало интересно, в какие игрушки играли мои далёкие маленькие предки и были ли у ребят куклы, из чего они изготавливались и какое значение имели в жизни славян? Ведь для меня отсутствие игрушек, кукол - просто немыслимо! Как же решали этот вопрос много веков назад, когда не было заводов и фабрик по производству игрушек? Это послужило толчком к моему новому увлечению. Я решила провести исследование в этой области и стала собирать информацию из книг, интернета и неожиданно открыла для себя совершено потрясающий, загадочный, сказочный мир древних славян.

1 глава. История возникновения славянской куклы.

Для исследования я обратилась к библиографическим источникам и источникам интернет. Для начала я выяснила, что означает слово «кукла» по толковому словарю Владимира Даля: «Кукла - это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Куклы появились очень давно, как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня. Девочки баюкали вырезанных из палки младенцев, мальчики целились из игрушечных луков в сплетенных из камыша диких животных.

Но кукла была не только игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица(т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Например, куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей.

Самые первые славянские куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - она передавалась от бабушки к внучке, дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом домашнего очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уют и дом.

2 глава. Классификация кукол, их разновидность и значение в жизни славян.

Оказывается, кукла для наших предков являлась не только игрушкой, она была помощницей во всех делах и оберегала людей. В жизни славян куклы делятся на:

    Игровые куклы

    Куклы-обереги

    Обрядовые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Одна из первых кукол ребенка- «Зайчик–на –пальчик». Чаще всего ее делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга и собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы не было скучно и страшно.

Одной из самых распространённых детских игровых кукол считается кукла «Стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребёнка и, чтобы он мог играть чем-то, делала ему куклу из травы. А когда ребёнок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы, а он, играя, вдыхал запах лечебных трав.

Ещё одна игровая кукла «Утешница» . Эта кукла находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни(или капризах) для отвлечения малыша. Делалась «Утешница» из самых ярких тканей, на руках и на поясе подвешивались конфеты. Пока ребёнок был болен и безутешен, кукла находилась у него. Как только ребёнок успокаивался, кукла убиралась до следующего раза за печку или за образа (иконы).

«Малышок – Голышок» тоже игровая кукла. Эта куколка делалась почти из ничего. Можно потом его одеть в косоворотку со штанами или в сарафанчик. Как уже ясно из названия «Малышок» был голенький, без одежды, но посередине куклу обязательно подпоясывали, так как пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Малышка – Голышка мы изготовили в классе на занятиях «Затейники» под моим руководством. Все ребята отлично справились и им очень понравилось.

Пока дети были маленькие, кукол им делали мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка.

Куклы – обереги

Куклы-обереги же создавались и для игры детей, и для их защиты, и защиты всей семьи от различных напастей. Изготовлены они должны были быть своими руками, следуя определенным правилам:

    без иголки (лоскутки не сшивали, а связывали нитками),

    без помощи ножниц (ткань не резали, а рвали нужного размера; славяне верили, что если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, то жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная»),

    кукла должна быть без лица (кукла без лица считалась недоступной для злых духов).

Кстати, выполнение столь кропотливой работы доверялось исключительно женщинам, а мужчины не должны были даже наблюдать за данным процессом.

Куколка-оберег «Колокольчик» . Это кукла добрых вестей, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Целительная кукла-оберег "На здоровье". Делалась кукла только из льняных ниток, считалось, что лён забирал болезнь на себя и человек поправлялся. Просто нужно было приложить куклу к больному месту, и боль утихала.

Кукла-оберег «Десятиручка». Эта кукла помогала в домашних делах хозяйке. Такую куклу подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё получалось. Именно поэтому у этой куклы много рук.

Куклы-обереги «День-Ночь». Эти куколки оберегали смену дня и ночи, берегли порядок в мире. Днём выставляли вперёд светлую, а ночью -тёмную куколку.

Куклы-обереги «Лихоманки». Эти куклы особенные, это своего рода приманки. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол «Лихоманок», подумает, что это человек, и вселится в одну из них. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

Кукла-оберег «Очистительная». По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

Кукла-оберег «В дорогу». Эта кукла мужчине в дорогу. Её крутила хозяйка мужу в дорогу, когда он уходил на охоту, на рыбалку. В узелочек жена клала золу - символ домашнего очага, чтобы благополучно вернулся в дом, или крупу - чтобы он был сыт в дороге!

Кукла-оберег «Кувадка». Эту куколку делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе и над люлькой, чтобы отвлекать злых духов от будущей мамы и младенца. «Кувадки» защищали новорожденных и служили им первыми игрушками.

Кукла-оберег «Крупеничка». Кукла являлась оберегом на достаток в семье. Делали её после сбора урожая, наполняли зерном, а с наступлением времени посева из мешочка куколки доставалось несколько горстей гречихи, которые использовались для посева вместе с остальным зерном. Крестьяне верили, что таким образом урожай будет лучше.

Кукла-оберег «Бессонница». Это колыбельная кукла. Когда младенец без причины начинал плакать, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов куклу-оберег и клала её в колыбель, приговаривая: «Сонница -бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой.»

Кукла-оберег «Берегиня». Кукла «Берегиня» считалась помощницей хозяек дома, символ благополучия и достатка. Считали, что эта кукла с мешочком счастья - приносит гармонию и счастье в дом. Такую куклу можно было дарить на новоселье, новый год, день рождения.

Кукла-оберег «Желанница». Такая куколка-подружка была в деревне у каждой девушки, её никому не показывали. Девушка загадывала желание, за это пришивала кукле в подарок на платьице бусинку или любое другое украшение и подносила её к зеркальцу, говоря: «Гляди какая ты красивая. А на подарочек моё желание исполни». Затем, девушка прятала свою подружку в укромное местечко, а желание исполнялось.

Куклы-обереги «Неразлучники». Это свадебные куклы, символ крепкого семейного союза. Одна рука у этих кукол общая, что считалось символом единения и того, что по жизни молодожёны будут идти рука об руку, все дела и беды деля пополам. Эти куклы подвешивали под дугой упряжки, на которой ехали молодожёны после венчания. Куклы защищали молодых от сглаза, принимая на себя недобрые взгляды. Сегодня куклу тоже крепят к капоту машины, но навряд ли кто задумывался об истинном смысле такой «сопровождающей куклы»!

Куклы-обереги «Мировое Дерево». Композиция «Мировое дерево» - это тоже свадебные куклы. На свадьбу пекли пирог, в центре которого возвышалась воткнутая берёзовая рогатина, украшенная куколками. По славянским поверьям дерево символизирует мир. Свадьба означала появление новой семьи – нового мирового дерева. Пирогом угощали родню жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей. А середину пирога с «Мировым деревом» получали молодые.

Обрядовые куклы

Обрядовые куклы имели ритуальное назначение. В глубокой древности, кукла заменила собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, вместо людей. Обычно они создавались перед праздниками. Изготавливали обрядовых кукол только женщины по тем же строгим правилам, что и обереговых кукол. Перед началом производства обрядовой куклы, хозяйка читала молитву. После завершения ритуала кукол сжигали(Масленица, Коляда), топили(Купавка), закапывали в землю(Лихоманки).

«Купавка». Это кукла- однодневка, олицетворяла начало купаний. Делали эту куклу на крестообразной основе специально для праздника Ивана Купалы. Затем наряжали в красивую женскую одежду, на руки вешали ленточки и отправляли плыть по реке. Ленточки же, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

«Мартинички». Эти куколки участвовали в обряде «закликания весны»(встречали весну). Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол - Мартиники. Это композиция из пары кукол разного цвета: белого-символа уходящей зимы и красного-символа весны и жаркого солнца. «Мартиничек» развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну.

«Масленица». Эта кукла создавалась к празднику, посвящённому прощанию с зимой и встрече весеннего солнца. Это праздник в виде гулянья, на котором обязательно присутствовала кукла «Масленица»- образ морозной жестокой зимы. Кукла делалась из веток, прутьев, соломы, вместо волос - пряди льна, заплетённые в косу, на голове завязывали платок. На такой кукле можно было изображать лицо. На седьмой день гулянья куклу сжигали, после такого действия должно было наступить потепление.

Очень радует, что этот праздник дошёл до наших дней, и мы его празднуем также, как и много тысяч лет назад праздновали наши предки!

«Коляда». С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ добрых отношений в семье. Она представляла собой женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс Коляды заткнут веник, которым «Коляда» отгоняет нечистую силу. Куклу оставляли в доме на год, считалось, что она приносит счастье, мир и согласие в семье. Через год «Коляду» сжигали и делали новую.

Обрядовая кукла «Вербница». Пасхальная кукла «Вербница» делалась к празднику Пасхи. Изготовление куклы приравнивалось к росписи пасхальных яиц и такую куклу можно было дарить на праздник. Ветка вербы в кукле олицетворяет рост и плодородие. Именно поэтому, на Руси, детей слегка "стегали" вербовыми ветками, чтобы они быстрее росли. Кукла «Вербница» освящала вербу, с ней дети ходили за веточками вербы перед Вербным воскресеньем. Лицо и руки куклы делались из красной ткани, что олицетворяло Пасху и Возрождение.

Каждую из изученных кукол, я изготовила с помощью мамы и бабушки и поняла, что такие куклы ребёнок может сделать сам.

3 глава. Главные отличия славянских кукол от современных

Собранная мной информация позволила мне проанализировать и обобщить, чем современные куклы отличаются от кукол наших предков:

Современные куклы

Славянские куклы

1. Редко изготавливаются своими руками.

1. Делали только в ручную.

2. Делают их с помощью инструментов.

2. Изготавливали без иглы и ножниц, связывали нитками.

3. Всегда есть лица.

3. Не имели лиц.

4. Изготавливаются из различного материала: из пластика, резины, фарфора, дерева, бумаги, есть куклы и из ткани, сделанные современными рукодельницами.

4. Делали только из ткани.

5. В настоящее время, куклы, сделанные своими руками, предназначены в основном для украшения интерьера, так называемые интерьерные куклы.

5. Служили для игры, оберега, были участниками обрядов.

6. Куклы стали производить на фабриках в массовом порядке, без какой-либо индивидуальности.

6. Куклу делали в каждой семье и каждая из них не была похожа на другую.

7. К кукле относятся лишь как к игрушке, не более.

7. Кукол почитали и уважали, хранили и передавали по наследству.

Таким образом, мы видим, что историческое значение куклы утеряно. Человек должен знать своё прошлое, чтобы понимать русские традиции.

Вывод

Моя гипотеза о невозможности игры без кукол подтвердилась. И в давние времена дети играли в куклы. Но в процессе исследования я узнала, что куклы использовались не только в игре, но ещё они являлись и оберегом, участниками древних обрядов. Узнала, что отношение к куклам было особенное, их почитали и уважали, ведь они были главными оберегами в каждой семье. Хочу отметить, что в древней Руси куклы не шили, а мотали, т.е. не использовали иглу и ножницы. При изготовлении кукол, я придерживалась данной технологии, и для меня, как для ребёнка, данный способ изготовления кукол оказался доступным и безопасным.

В процессе исследования данной темы, я столкнулась со сложностями в изготовлении кукол. Сложен был не сам процесс изготовления, а то, что для изготовления кукол, особенно обрядовых, потребовалось много времени. Но тем не менее, работа над данным проектом доставила мне огромное удовольствие! Я узнала очень много интересного о нашем прошлом, о том, как жили и во что верили наши предки. Я научилась делать игрушки так, как делали их мои прапрабабушки.

Значимость моего исследования :

    Любую куклу можно сделать своими руками и ощутить радость от собственного труда.

    Такая кукла может являться подарком на какое-то событие в жизни.

    При малых материальных затратах можно изготовить игрушку для ребёнка.

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер.

Список использованной литературы и интернет-ресурсы:

1В. Даля Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2, с. 213

2.Р.М. Головачёва «Обрядовые куклы. Куклы обереги».

3.Всё обо всём. Т. 17

4.«Краеведческие записи» - 2 за 2000 г.

5.Журнал «Народное творчество»

6.Интернет-ресурсы:

- slavyanskaya - kultura . ru Славянская культура

- StarAvtor.ru Slavyanskie -kuklyi-oberegi.html

- vl-club.com 1433- slavyanskie -obryadovye-kukly.html

- vedmast.narod.ru yarmarka_master_8/kukl.html

- vseprivoroty.ru Обережные куклы славян

- vedmachka.gorod.tomsk.ru index-1270211828.php

- InfoPrivorot.ru Обереги Куклы - обереги своими руками

- nagadali.ru obereg/slavyanskie-kukly-oberegi.html

- sodruzhestwo.ru news/slavmir/Clavyanskie-kukly

- sidifarova.com slavyanskaya-kukla-obereg/

Кожеватова Софья

Руководитель проекта:

Родченкова Наталья Александровна

Учреждение:

МБОУ Школа № 145

В представленной исследовательской работе на тему "Обрядовые куклы" (начальная школа) рассматривается история возникновения и этапы видоизменения внешнего вида и техники исполнения обрядовых кукол. В исследовательском проекте автор представляет и свою интересную коллекцию обрядовых кукол.

В предложенном исследовательском проекте на тему "Обрядовые куклы" автор исследует историю возникновения обрядовых кукол и актуальность традиционных технологий изготовления народных обрядовых кукол.


Представленный проект на тему "Обрядовые куклы" содержит анкетирование учащихся 2 класса начальной школы на пример их знаний и представлений о народных куклах-мотанках, а также интервью с работником ЦВР.

Ученица начальной школы в процессе исследовательской работы об обрядовых куклах-мотанках исследует на практике традиционные технологии изготовления кукол, планирует привлечь своей работой внимание одноклассников к старинному искусству создания кукол.

Введение
1. История обрядовых кукол.
2. Вариативность обрядовых кукол.
3. Моя коллекция обрядовых кукол.
Заключение .
Использованная литература.
Приложения .

Введение

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы -
самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека.
М.Е. Салтыков-Щедрин
»


У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные русские и даже есть целая коллекция кукол «Дамы эпохи ». Но я, очень редко в них играю. Мне не хочется их выбрасывать, и мы с мамой расставили, рассадили их по полочкам.

В прошлом году нас с классом вывозили в историко-краеведческий музей Волжского района, находящийся в селе Дубовый Умет. Мы посетили интерактивное занятие «Мир забытых игрушек. Игрушка-оберег ».

Нам очень много рассказали об этих игрушках, и показали свою коллекцию. А еще мы делали куклы из ниток (мотанки-закрутки) своими руками. Вот такие игрушки мне пришлись по душе.

Подумать только! Всё, абсолютно, всё, каждая деталь, узелок или тряпочка в кукле имели раньше свое значение, объяснение и смысл.

Я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы, в которые верили древние люди. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.

Гипотеза : Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире.

Актуальность темы . В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла.

Цель : Исследовать историю возникновения и актуальность традиционных народных обрядовых кукол.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения обрядовых кукол.
  • Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников.
  • Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол.
  • Привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол.

Методы исследования :

  1. Анкетирование (2 классов школы №145).
  2. Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников
  3. Интервью (работник ЦВР)
  4. Определение технологии изготовления кукол.

Объект исследования : рукотворные обрядовые куклы.

Чащина Марина

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях.

Цель исследования: изучение назначения кукол и связь их с народными традициями.

Задачи проекта:

· Познакомиться с историей возникновения народной куклы;

· Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;

· Изготовить традиционные народные куклы;

· Выявить информированность современных детей по теме наших исследований.

Актуальность исследования: мы думаем, что тема творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: ученица 8 класса Чащина Марина Руководитель: Куппа Татьяна Ивановна Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края Краевое государственное казённое специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная(коррекционная) общеобразовательная школа I - II вида» г. Барнаул 2013 год

Цель исследования: Изучение назначения кукол и связь их с народными традициями.

Задачи проекта: - Познакомиться с историей возникновения народной куклы; - Изучить виды народных кукол и технологии их изготовления; - Изготовить традиционные народные куклы; - Выявить информированность современных детей по теме наших исследований.

На народную игрушку не влияет время, и она по прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

И зучение литературы и обобщение полученной информации; - Н аблюдение; - С оциологический опрос.

Экскурс в историю

Куклы-обереги Игровые Обрядовые

Обережные куклы - это куклы, которых творили для защиты и помощи себе, ребёнку, её давали в дорогу. Обереги, защищают нас, отводят сглаз. Куклы - пеленашки Вепсская кукла Куклы «День» и «Ночь»

Ангел Зайчик Столбушка Владимировская

Какие игрушки есть у тебя? Название Количество Барби, Братц, Мокси, Бэби Бон 28% Плюшивые игрушки 35% Солдатики 13% Конструктор 24% Машинки 9% Роботы 17% Компьютерные игры 35%

Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками? Да 69% Нет 31% Какие народные куклы вам известны? Мотанка 25% Матрёшка 25% Масленица 30%

Какие из них ты любишь больше всего?

В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления народной куклы, её назначением и с технологией изготовления. Провели опрос и выяснили, что в куклы играют все дети, о народных игрушках знают не многие.

«Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего»

Введение

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Эльза Попова

7-10 августа 2015 года в Бурятии прошла международная встреча старообрядцев «Путь Аввакума», посвященная 250-летию прибытия первых переселенцев старообрядцев в Бурятию.
Основной целью фестиваля является всемерное содействие процессу сохранения и развития уникальной культуры старообрядцев.

Во время фестиваля был представлен быт старообрядцев с момента их переселения, и там я увидел куклы, о которых мне подробно рассказали мои бабушки, родословная которых идет из староверов.

Мои родители родом из семейского села Шаралдай Мухоршибирского района.

Мои прабабушки: Красинская Афимья Марковна, Овчинникова Валентина Мофияновна, Носкова Екатерина Ивановна, Захарова Нина Андрияновна.

Вот что удалось узнать у прабабушки Нины, которая сейчас живет с нами в г. Улан-Удэ и из специальной литературы. «Куклы нам шили бабушки или матери, а когда подрастали, шили сами. Куклы мы шили из разных тканей, какие могли достать. Конечно, мы шили из лоскутков. Кукла изготавливалась так: брали кусок ткани и сворачивали ее трубочкой, чтобы она была средней толщины, и два аналогичных рулончика для ручек. Ткань брали белую или светлую, чтобы на ней можно было нарисовать лицо. Затем ниткой отделяли голову от туловища, то есть перевязывали третью или четвертую часть туловища, а на предполагаемом уровне плеч пришивали руки. Потом шили рубаху - «вырезнушку», то есть вырезали из ткани рубаху и сшивали по рукавам и бокам с правой (лицевой) стороны. Затем шили сарафан - «вырезной», и сшивали его по бокам. Самым главным был платок, потому что он был модным. Его вырезали треугольником. Потом шили запон, то есть фартук. Он был тоже очень модным. Готовые вещи надевали на куклу. После того, как куклу сошьют, ей рисовали или вышивали лицо (глазки, ротик, носик, брови). Когда она была готова, ей давали имя и начинали играть».

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности старообрядцы к ним относились вполне серьезно.
Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности».
Я решил исследовать данный вопрос.

Цель:
исследовать куклы старообрядцев, их значение для обрядовой и игровой культуры.

Задачи:
- изучить особенности кукол староверов.
- изучить виды кукол-оберегов, приемы их изготовления
- исследовать значение и значимость куклы-оберега в современной жизни старообрядцев.

Объект исследования: традиции старообрядцев.

Предмет исследования: кукла-оберег

Актуальность:
- В век современных технологий утеряны многие народные традиции. Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении традиций изготовления народных кукол.
- Как и у других народов, в тряпичную куклу старообрядцы вкладывают определенный смысл - это оберег, обрядовый атрибут.
Гипотеза: Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту старообрядцев и несла определенный символический смысл.
Сроки исследования: июнь- октябрь 2015 года

Раздел №1 «Разновидности кукол в быту староверов»

Слово «кукла» является заимствованным из греческого: koukla - «кукла».
Словарь С.И. Ожегова
Кукла - это предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.

По назначению: игровые, обрядовые, куклы - обереги.

Игровые куклы - делали для игры детям. Первые игровые куклы делали из полена, завернутого в лоскут ткани.

Обрядовые куклы - ритуальное значение. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю (рождение ребенка, свадьба и другое). Такими куклами не играли.

Кукла - оберег - пронесли свое защитное значение сквозь века в наши дни. Еще наши предки считали их необходимой вещью в каждом доме и создавали особых куколок для каждой ситуации. Их защитные свойства сохранились и в наши дни.

Раздел № 2 «Кукла - оберег. Особенности рисунка в костюме куклы-оберега у старообрядцев».

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.
Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").

Особенности рисунка в костюме куклы-оберега у старообрядцев.

Обязательным элементом одежды куклы была вышивка: использовали различные орнаменты. Назначение всех орнаментов - это украшение костюма и защита от злых сил, так как вышивку располагали по краям рукава и ворота (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу).

Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Огонь- очистительная Вода - живительная сила Солнце- источник жизни

сила огня

Раздел №3: Тестирование в классе

После сбора информации, мне стало интересно знать, что знают мои одноклассники о кукле -оберег, которые были у старообрядцев. Была предложена анкета.

Результаты анкетирования:
приняли участие - 32 ученика

Какие названия тряпичных кукол знаете?

Если у вас дома обрядовые куклы и куклы - обереги?

Умеете ли вы делать своими руками куклу - оберег?

Хочешь научиться делать кукол сам?

Знаешь ли ты особенности в костюме кукол семейских?

1.Мои сверстники не знают о старинных тряпичных куклах никакой информации.

2. Дома у 9 человек есть кукла - оберег - домовой (купленный или подаренный из

магазина)

3. Своими руками тряпичных кукол не делали.

4. Все ученики класса согласились попробовать сделать своими руками тряпичную куклу-

5. Два ученика назвали особенности в костюме семейской куклы.

Из подведенных результатов, побудило к действию найти технологию изготовления куклы-оберега.

На уроке труда с одноклассниками мы познакомились с куклами-оберегами, выяснили их название и предназначение, и решили своими руками сделать такие куклы.
Народная славянская тряпичная кукла - кувадка -первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца. Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку.
Раздел №4: «Технология изготовления куклы-оберега»

ДЕСЯТИРУЧКАЗаключение:

Характерно, что у семейских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Игрушки всегда соответствовали возрасту ребенка. Они воспитывали, обучали и развивали. Дети через игру с куклами копировали и воспроизводили в своей игре основные обычаи, обряды и ритуалы, которые наблюдали в жизни.
- Кукла-оберег делали не для игр, а для защиты людей. Она была хранителем и оберегом людей от разных опасностей. Особенностью куклы-оберега является то, что она не имела лица.
- Тряпичная кукла действительно была у семейских достаточно распространенной игрушкой. В деревнях и селах существовали свои семейные традиции изготовления кукол.
Кукла отличалась по костюму, способу изготовления туловища, в ней мог отражаться социальный и половозрастной статус игрушки. Если на куклу надевали треугольный платок, то её называли «девкой». Если же на голову куклы надевали кичку, ее называли «молодухой».
- Подтвердилась гипотеза работы: тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту старообрядцев и несла определенный символический смысл.Заключение:

Литература:

1. 1. Архив лаборатории этнографии и фольклора ВСГАКИ. Папки ЭК 1994, Г 010; ЭК 1994, Л 012; ЭФ 1995, 005 М; ЭК 1995, П 009.

2. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1978.

3. Интернет- ресурсы:

Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

Статьи по теме