Имя существительное (карточки). Учительские университеты Задание по русскому языку существительное

Индивидуализация обучения – важнейшее требование, предъявляемое к современной дидактической системе. Дифференцированные подходы в преподавании русского языка позволяют «оптимизировать фиксацию, накопление и передачу языковой информации» , организовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечить наилучшую скорость обучения, обратить внимание на личность обучающегося, развитие его индивидуальности. При этом именно изучение русского языка заслуживает особого внимания, так как «познание языка и становление личности – эти процессы имеют между собой глубинную связь» .

Современный педагог в ходе изучения каждой темы не должен ориентироваться на среднего ученика, и именно дифференциация и индивидуализация обучения помогут ему обратить внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. По определению М.А. Брагиной, Н.А. Красс, «к сильным учащимся относят способных детей, которые легко и быстро усваивают изучаемый материал в максимальном объёме, без усилий овладевают формальными структурами, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить обоснованные способы решения задач и свободно переключаться с одной умственной операции на другую» .

При организации работы слабых учащихся индивидуальные задания нужны для повышения уровня их учебной мотивации и повышения самооценки. Особые же индивидуальные задания для сильных обучающихся, как мы уже отмечали, «не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен» .

Цель данной статьи – описать виды индивидуальных заданий более высокого (повышенного) уровня сложности по теме «Имя существительное» раздела курса русского языка «Морфология»; привести примеры заданий каждого вида.

Во-первых, помогут активизировать восприятие учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания э вристические вопросы . Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации учебного процесса, основанный на эвристике – способе анализа различных явлений и процессов, принятия решений, требующих находчивости, интуиции, развитого опыта, изобретательности, логики. Отличие эвристических вопросов от обычных состоит в том, что на них нет готового ответа в учебнике, и от учащихся требуются умения сопоставлять информацию, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения и под. Е.В. Гетманская отмечает: «Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам решения являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал» .

Мы предлагаем использовать при изучении имени существительного следующие эвристические вопросы.

  1. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?
  2. Почему разряды существительных называются лексико-грамматическими?
  3. Какие ещё части речи имеют лексико-грамматические разряды? Назовите эти разряды.
  4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?
  5. Каково происхождение несклоняемых существительных? Почему они не склоняются?
  6. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?
  7. Обязательной ли грамматической категорией в системе языка является падеж?
  8. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?
  9. Почему некоторые падежные формы называют омонимичными? Зачем нужно уметь их различать?
  10. Чем отличается система склонений, описанная в школьном учебнике, от системы, описанной в других источниках?

Второй предлагаемый нами вид дифференцированных заданий повышенного уровня – индивидуальные карточки . Использовать их можно параллельно с выполнением других заданий другими учащимися, к примеру, во время устных монологических ответов, работы по учебнику, проверки домашнего задания и т. п. Два варианта выполнения индивидуальных заданий – на месте и у доски. Первый более предпочтителен с точки зрения экономии времени, второй позволяет в ходе дальнейшей совместной проверки привлечь к заданию весь учебный коллектив.

Главное условие при подготовке заданий по теме «Имя существительное» – грамотный подбор языкового материала, включение в задание слов, позволяющих максимально раскрыть тот или иной аспект темы. Кроме того, необходимо нацеливать учащихся не только на выполнение задания, но и на объяснение своих действий, своего выбора.

Приведём примеры заданий.

Задание 1. Распределите существительные по столбикам в соответствии с родом. Объясните, как определяется у них род: ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодёжь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство.

Задание 2. Определите род существительных, объясните: рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка, НИИ, ЦСКА, РЯШ .

Задание 3. Определите род имён существительных, объясните: кофе, неженка, тюль, толь, ручей, рояль, путь, фамилия, прорубь, дитя, бремя, щупальце, лебедь, ботинок, мозоль, карусель, бредни, сельпо, МВД, гусли, человек, лаборант Светлова, щи, кимоно .

Задание 4. Определите род имён существительных, объясните: ябеда, чистилище, человечище, шампунь, студень, хлебушко, умница, сель, самбо, Ротару, редкость, пароль, брызги, невежа, Кюри, какаду, картофель, бри, миндаль, дробь, гарь, НКВД, происки .

Задание 5. Определите род имен существительных, объясните: заявление, фамилия, расписание, материя, доктор, Альпы, сирота, ООН, домище, тюль, стремя, умница, именины, ваниль, купчина, толь .

Задание 6. Определите род имен существительных, объясните: молодёжь, карамель, бинокль, сливки, растяпа, мозоль, жарища, туфли (образовать ед. ч.), какао, кофе, шампунь, дедушка, солнышко, домишко, происки, ОРТ .

Задание 7. Определите род имен существительных, объясните: дрожь, выскочка, полюшко, шашки (игра), тюль, ваниль, мозоль, время, дитя, бюро, кашне, Батуми, ОРТ, денди, веретено, размазня, столбище, донышко, сумерки, толь, вуаль, стремя, фиаско, Сочи, информбюро, АЧГАА, мисс, кофе.

Задание 8. Распределите существительные на имеющие коррелятивные формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро, речка, туман, гусли, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело .

Задание 9. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: бард, бюро, Вера, вера, вероятность, гуашь, гурман, Дина, динар, ёж, ежевика, жалость, вода, человечество, зависть, зебра, железо .

Задание 10. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: цветок, цветение, помидор, молоко, учительство .

Задание 11. Определите лексико-грамматические разряды существительных: Валентина, ум, умница, «Комсомольская правда», дождь .

Задание 12. Выделите суффиксы форм оценки, определите род существительных: колечко, платьице, письмецо, пиджачишко, пальтишко, делишки, домишко, золотишко, комнатушка, сараюшка, городишко, штуковина, молодчина, рыбина, обувка, тараканище, пылища, столбище .

Задание 13. Употребите слова как разные части речи, назовите процесс: рабочий, мороженое, раненый, ничья, взрослые, домашние, прошлое, русский, страшное .

Задание 14. Употребите слова как существительные и как прилагательные, назовите процесс: служащий, будущее, молодые, дежурный.

Задание 15. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): инженер, кошка, купечество, обидчик, выключатель, насекомое, дитя, честность, дорога, рабочий, птенец, полк .

Задание 16. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): профессура, толпа, физик, физика, шляпа, щенок, язык, киевлянин, комар, громила, группа .

Задание 17. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Горемыка, долина, проныра, невежда, выскочка.

2. Днище, домище, плечище, детище, болотище.

Задание 18. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Жниво, домишко, яблоко, гнездо, веко.

2. Недотёпа, злюка, воевода, сластёна, растяпа.

Задание 19. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Плеск утих, говор умолк. 2. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо. 3. Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу. 4. Снетков вошёл, и дворянство окружило его. 5. Затем графиня рассказала о неприятностях и кознях против дела соединения церквей .

Задание 20. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Солдатская молодёжь была бледна и растерянна. 2. В сумерках и румяна красоты не прибавят. 3. Снег бывает как величайшая редкость и тает очень быстро. 4. Мальчики играли в казаки-разбойники, а девочки – в дочки-матери. 5. Связь эта утвердилась ещё больше во время студенчества Левина .

Задание 21. Определите тип склонения существительных: дубрава, стремя, аплодисменты, заведующая, расист, княгиня, растяпа, предстудкома, бахча, путь, кассирша, ночь, Александрово (село), свекровь, нож .

Задание 22. Определите тип склонения существительных: ворота, Ильин, кино, неряха, кофе, чай, тюль, мозоль, ЗПУ, семья, дитя, шахматы, комсомол, насекомое, декольте .

Задание 23. Определите тип склонения существительных: девочка, будни, жюри, соловей, невежа, бремя, ЗПУ, путь, насекомое, ночь, передняя, Черных, вожатый, ссора, какао, гений, сирота, семья, рабочий, УНТ, дитя, шахматы, указание, дочь.

Задание 24. Определите тип склонения существительных: аудитория, гараж, мошкара, вальс, ломоть, грипп, будущее, инициалы, туш, тушь, цитата, время, вуз, эскимо, дитя .

Задание 25. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: атташе, миледи, шоссе, фламинго, Хоккайдо, МГУ, маэстро .

Задание 26. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: резюме, протеже, Осло, пани, метро, колибри, Баку .

Задание 27. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – А ларчик просто открывался. 2. Она хвалилась, что хочет море сжечь. – Море не горит .

Задание 28. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Увидеть уши осла. – Заметил осла вдали. 2. Протрите стекло влажной тканью. – Стекло сверкало чистотой .

Задание 29. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): батарея, Сергей .

Задание 30. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): Василий, расстояние .

Задание 31. Определите падежи и их значения: Дорисовать картинку, кусочек мела , разговор подруг ; Лес – это спаситель Земли ; мечтать о победе ; Сережке что-то почудилось, интересоваться математикой .

Задание 32. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление, думать о брате, закалка младшей сестры ; Эта семья – образец для подражания; ждать месяц, посылка бабушке , любуется закатом, изучается студентами .

Задание 33. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление . Заколка младшей сестры . Эта семья – образец для подражания. Ждать месяц . Изучается студентами . Дорисовать картинку . Кусочек мела . Лес – это спаситель Земли. Серёжке что-то почудилось. Встретимся в парке .

Задание 34. Выполните морфологический анализ имени существительного: По ночам 3 мне не хочется спать.

Задание 35. Выполните морфологический анализ имени существительного: В Петербурге 3 мы встретимся снова.

Задание 36. Выполните морфологический анализ имён существительных: В Антарктиде 3 льдины землю 3 скрыли… .

Способствуют актуализации внутрипредметных связей , организации повторения такие индивидуальные карточки, в которых сочетается новое задание с повторением. Главная цель внутрипредметных связей, как отмечает Л.Н. Савина, формировать у учащихся «умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты» .

Примеры заданий:

Задание 1. Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута – минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно .

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ имён существительных: разносчик, СССР, Госплан, перевыборы, безрукавка, баснописец, старший, побережье, животновод, заезд, служащий, чернослив, вагон-ресторан, зам .

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ существительных: расчет, хождение, пятилетка, контрнаступление, профком, бездорожье, мороженое, казачество, перепись, зарплата, Закавказье, газопровод, вожатый, антимир.

Кроме того, очень эффективны комбинированные задания , призванные интегрировать знания учащихся из различных областей филологии:

Задание 1. Выпишите существительные из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, особенности этих категорий, разберите их по составу; определите все части речи в этом стихотворении.

Задание 2. Скажите всё, что можете, о слове с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, орфографии, грамматики: К чему нарушать очарование ? (А. Грин)

Задание 3. Определите часть речи каждого слова, назовите критерии, по которым вы определили: Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось… (И.С. Тургенев).

Задание 4. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К.Г. Паустовский).

Задание 5. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: Я не помню утра более голубого и свежего! (М.Ю. Лермонтов).

Задание 6. Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Задание 7. Образуйте парадигмы слов, определите количество словоформ и тип каждой из них: мой (мест.), молоко, дерзить (настоящее время), красный, четыре, весело (нар.).

Итак, использование индивидуальных заданий повышенного уровня, предназначенных на более сильных по сравнению с основным учебным коллективом учащихся, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность учащимся получить и закрепить знания более высокого уровня, активизируют их и мотивируют сознательное и заинтересованное обучение. Среди заданий повышенного уровня выделяются эвристические вопросы и индивидуальные задания, в том числе комбинированные и актуализирующие внутрипредметные связи.

  • Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 69-73.
  • Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 62. № 8. С. 165-169.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    На игру отводится два учебных часа. Класс делится на три разноуровневые группы(6-7 человек в каждой группе, одинаковое количество сильных и слабых учащихся). В каждой группе выбирают ”капитана”, остальные-“участники команды”. Учителю помогают три эксперта из числа учеников. Они отслеживают ход игры, работу групп, контролируют качество и количество выполненных заданий. Помощь учителю и экспертам обеспечивают два ассистента из числа учеников, которые раздают карточки с заданиями. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске. После окончания урока подводят итоги, называют победителей, выставляют оценки.

    Цель урока: проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Имя существительное”.

    Задачи:

    Образовательная: повторить тему “Имя существительное”.

    Развивающая: развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.

    Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности при работе в группах.

    Оборудование: каждая команда получает: маршрутный лист, игровое поле, кубик, фишку, карточки с заданиями.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Постановка целей и задач урока.

    Дети делятся на три команды. Учитель объясняет правила игры. По команде участники бросают по очереди кубик на игровое поле, каждый цвет сектора игрового поля обозначает уровень сложности:

    • красный (творческое задание) – 2 балла;
    • зелёный (задание средней сложности) – 1 балл;
    • синий (выбор красного или зелёного уровня).

    Число, выпавшее на кубике, обозначает сколько ходов на маршрутном поле (от А до Я) должна сделать фишка участников команды. Затем команда выполняет задание, выполненное задание оценивает эксперт по пятибалльной системе плюс тот балл, уровень которого выпал на игровом поле. Если не справились с препятствием – штрафное задание. После выполнения штрафного задания командам разрешается выполнять следующий ход (за штрафное задание балл не дается).

    Цель команд – набрать наибольшее количество баллов при прохождении маршрутного листа, прийти первым. Помните, любая ваша ошибка – это снижение баллов всей команде.

    Условные знаки маршрутного поля:

    (дополнительное задание) – 1 балл.

    (кот в мешке) - все баллы сгорают.

    III. Слово учителя.

    Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок – это урок-игра, путешествие по царству Существительного. Мы с вами изучили эту часть речи, и сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал. Знания, умения, навыки, которые вы приобрели при изучении этого раздела, помогут вам преодолеть препятствия, которые вас будут поджидать, и набрать наибольшее количество баллов.

    IV. Проверка домашнего задания.

    Дайте определение имени существительного.

    Что нового узнали о склонении существительного в 6-м классе?

    Что нового узнали о роде существительных в 6-м классе?

    Как отличить существительное с приставкой не от существительного с отрицательной частицей не ?

    Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик ; -чик и -щик .

    Правописание о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных.

    V. Проведение игры.

    Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

    1. Сколько букв Ё пропущено в скороговорке?

    Кукушка кукуш_нку

    Купила капюш_н.

    Надел кукуш_нок капюш_н.

    Как в капюш_не он смеш_н!

    2. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах:

    Книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль.

    3. Выберите существительные с суффиксом -ОК:

    Замок, теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, курок, листок, приток.

    4. Укажите существительные мужского рода.

    Авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

    5. Какое существительное имеет в Им.п. мн.ч. окончание –Ы?

    Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

    6. Подберите имена прилагательные к словам:

    Тюль, рояль, картофель, фасоль, шимпанзе, пенальти, буржуа.

    7. Укажите существительные женского рода.

    Профессор, шампунь, вермишель, тополь, пони, авеню.

    8. Какова особенность слов: кино, пальто, метро?

    Как надо правильно сказать?

    Подошёл к метр_ , вышел из кин_ , подъехал к деп_ , доволен пальт_ , вспоминаю о поездке в метр_.

    9. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д?

    10. Найдите существительное с приставкой НЕ.

    (Не)место красит человека, а человек- место. Вася (не)ряха. (Не)решительность шахматиста. (Не)настье задержало нас в пути. (Не)надо печалиться.

    Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

    1. Определите род несклоняемых существительных. Запишите словосочетания “прилагательное + существительное”. Выделите окончания прилагательных.

    Пальто, авеню, радио, леди, интервью, какаду, атташе, ООН, ТЮЗ, турне, фото, табло, пони.

    2. Составьте предложения с существительными общего рода, чтобы они обозначали лиц мужского и женского пола.

    молодчина, непоседа, врач, мастер, профессор.

    3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их написание.

    Отборная рож_ , холодная полноч_, камыш_м, над крыш_ю, туч_й, глуш_, железный ключ_, плеч_м к плечу, черная туш_, исполнили туш_, товарищ_м, пряж_й, кирпич_м, ож_г (руки).

    4. Определите, как пишутся данные ниже слова с (НЕ). Разделите их на две группы.

    (НЕ)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача.

    5. Спишите, слова в скобках поставьте в нужном падеже, объясните написание.

    У меня нет (время), большого (пламя) не задуешь, не жди хорошего (семя), без роду и (племя), называть вещи своими (имя), под (бремя) лет, освободить ногу из (стремя), идти под (знамя).

    6. Какое существительное в пяти падежах ед.ч. и мн. ч. имеет одинаковое окончание?

    7. Выпишите в две колонки:

    1) НЕ с существительными;

    2) НЕ с глаголами.

    Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают вас. (НЕ)знакомец (не)слышал вопроса; он (не)ответил и даже (не)взглянул на меня. Я ждал с (не)терпением встречи. Ученье в счастье украшает, а в (не)счастье утешает. Он (не)плакал и (не)сиял от счастья. Отец стал сильно (не)домогать. Чинов я (не)хотел, а славы (не)добился. Просто мне (не)здоровилось в это время.

    8. Выпишите слова с суффиксом -ЧИК в одну колонку, с суффиксом -ЩИК- в другую.

    Извоз_ик, налад_ик, набор_ик, лёт_ик, сплав_ик, скуп_ик, фонтан_ик, домен_ик, регулиров_ик, бакен_ик, буриль_ик, объзд_ик, текстиль_ик, перепис_ик, сортиров_ик, обид_ик, завод_ик, смаз_ик, барабан_ик.

    9. Спишите, замените слова однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ИК, -ЕК.

    Лист, луч, орех, дождь, корабль, хвост, чертёж, карандаш, замок, огонёк, дом, ключ, песок, букет, куст, паровоз, ёж, самолёт, шалаш, жеребёнок, камень, островок, телёнок, переулок.

    10. Выпишите слова: 1) с О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; 2) с О-Ё после шипящих в корне.

    Душ_ю, товарищ_м, волч_к, рож_к, собач_нка, нож_ньки, ш_рох, ш_пот, ноч_вка, воротнич_к, дорож_нька, мыш_нок, ж_лтый, ж_нглёр, еж_нок, свеч_й, пыльц_й, беч_вка, ящич_к, сундуч_к, медвеж_нок, калач_м.

    11. Определите форму числа у имен существительных. К указанным числовым формам подберите соотносительные формы.

    Минута, девушка, сумерки, листва, бусинки, стихи, лес, традиция, сахар, дружба, телята, хлеб, небо, очки, брюки, стружки, молодежь, брат.

    12. Определите склонение имен существительных.

    Дом, собака, стены, будни, мороженое, жюри, автор, время, путь, зерно, гусь, нежность, пони, руно, детвора, семья, колибри, Токио.

    13. Что объединяет следующие группы слов:

    1) кофе, Батуми, Токио;

    2) Конго, Гоби, колибри;

    3) Онтарио, пальто, пенсне.

    14. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

    Заботиться о просвещени_, ночевать в ущель_, рассказать о урожа_, обратиться к врачу Мари_ Алексеевн_, гулять по алле_, сидеть на ветв_, привязать к нит_, стоять в очеред_, стоять в ожидани_, в жемчужном ине_.

    Карточки-задания (задания, оцениваемые 2 баллами).

    1. Придумать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с суффиксами –ЧИК, -ЩИК. Суффиксы обозначьте.

    2. Составьте десять словосочетаний или семь предложений на тему “Комната гномиков”, пользуясь существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы обозначьте.

    3. Составьте словосочетания со словами О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

    4. НЕ с существительными. Приведите десять слов, к данным словам подберите синонимы с приставкой (НЕ). Орфограмму обозначьте.

    5. Составьте связный текст из данных ниже слов. Объясните написание несклоняемых имён существительных.

    Фойе, шоссе, пальто, такси, кофе, ателье.

    6. Составьте 6-7 вопросов к теме “Имя существительное”.

    7. Составьте диктант из слов с изученными орфограммами, правописание которых изучалось в теме “Имя существительное”.

    8. Составьте небольшой рассказ, все слова в котором начинались бы с одной буквы.

    VI. Итоги урока.

    Учитель и эксперты подводят итоги, анализируют работу групп, сообщают конечные результаты, называют победителей, выставляют оценки.

    Морфология. Имя существительное. 5класс.
    «А»

    1. Запишите существительные, распределяя их в 2 столбика.
    Одушевлённые Неодушевлённые

    Книга, планета, бабушка, шахтёр, журналист, профессия, кнопка, учёный, газета, учитель.

    2. Выписать сущ. в 2 столбика: а) имена собственные, в) имена нарицательные.

    Столица Казахстана – Астана. Самый красивый город в республике Алматы теперь называют «южной столицей». Над ним возвышаются горы Алатау. За горами расположено чудесное озеро Иссык – куль.

    3. Запишите сущ., распределяя их по родам.

    Женский род мужской род средний род сущ. общего рода

    Земляника, месяц, стекло, забияка, осина, пшеница, восток, сердце, трамвай, ябеда, обжора, ужин, яблоко, утро, зерно, умница, недотрога, песок.

    4. Определите склонение существительных.

    Дорога, роща, речь, меч, счастье, детство, дядя, юноша, отец, ночь, печь.

    5. Образуйте от существительных форму множественного числа.
    Магнитофон, путешествие, парашют, спортсмен, профессия.

    «В»
    1. Перепишите, заключая в кавычки собственные наименования
    Кинофильм Морозко, рассказ Чук и Гек, кинотеатр Байкал, журнал Костер, пьеса Снежная Королева.

    2. Прочитайте ряды синонимов. Запишите их, распределяя по родам.
    Дорога, путь, направление;
    Штиль, затишье, тишь;
    Вид, картина, зрелище;
    Договор, соглашение, конвенция;

    3. Укажите имена существительные общего рода. Запишите их.

    «Ах ты, обжора! Ах, злодей!- тут Ваську повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе…»
    Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку. Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит. «А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть…»

    4. Запишите существительные, распределяя их в два столбика: 1) существительные, имеющие формы только множ. числа; 2) существительные, имеющие форму только единственного числа.

    Крестьянство, чернила, очки, шахматы, листва, посуда, отвага, ворота, каникулы, сметана, сахар, мужество, ножницы, прятки.

    1. Перепишите. Определите род существительных. Прилагательные в скобках напишите в нужной форме.

    Имя (известный), фамилия (знакомый), деталь (запасной), снегирь (красногрудый), молодежь (современный), рысь (хищный), флигель (небольшой).

    1. Перепишите, вставляя окончания глаголов и прилагательных по смыслу. Подчеркните слова общего рода.

    Новоя ученица в классе оказал… больш… забиякой. Новый ученик оказал… больш… забиякой.
    Антон никогда не был так… невеждой. Даша никогда не был… так… невеждой.

    2. Выпишите существительное, от которых нельзя образовать форму множественного числа.

    Молоко, металл, коллега, аллея, упорство, территория, исследование, сметана, мастер, родня, растение, посуда.
    3. Запишите словосочетания в две колонки: 1) с О в окончании,2) с Е в окончании.

    Светить свеч.., идти с поклаж.., укрыться плащ.., быть молодц.., прослыть удальц.., скакать зай ц.., окружить кольц.., вытирать полотенц.. .

    Разноуровневые задания по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

    Собственные и нарицательные.

    1 уровень .
    Запиши слова в два столбика.
    Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, река, Нина, лев, окно, Амур.


    2 уровень.
    Все существительные из предложений запишите в два столбика .
    Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

    3 уровень.
    Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные .
    Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
    Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

    Род имен существительных.
    1 уровень.
    Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. (мужской /женский/ средний)
    Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


    2 уровень.
    Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных .
    Почёт, рядом, труд, живут, и.
    Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
    Мастерство, в, почёте, всегда.
    До, язык, Киева, доведёт.


    3 уровень .
    Составьте рассказ, используя данные слова :
    Утро, дождь, плащ, луч солнца, зонт, туча, лето.
    Определите род всех имён существительных .

    Число имён существительных .
    1 уровень.
    Запишите слова в два столбика . (единственное / множественное )
    Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

    2 уровень.
    Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите род и число существительных .

    Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

    3 уровень.
    Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
    Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

    Склонение имён существительных.
    1 уровень.
    Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам .
    Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче .


    2 уровень.
    Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
    Гроза, окно, грач, степь.


    3 уровень.
    Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных .
    Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

    Падежные окончания имён существительных.
    1 уровень.
    Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж . Выделите окончания.
    О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .


    2 уровень .
    Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падеж и род. Выделите окончания.
    В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

    3 уровень.
    Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
    Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

    Множественное число (склонение).
    1 уровень.
    Просклоняй во множественном числе существительные :

    бури, грибы.


    2 уровень.
    Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных .
    Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).


    3 уровень.
    Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
    Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
    Деревья кажутся то …, то …, то … .
    Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

    Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

    Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

    Цели урока: в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

    Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

    Ход урока
    Вступительное слово учителя:
    - Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока - лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

    Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
    Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
    - Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

    Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

    Правила лингвистического турнира.
    1) Своей команде помогай,
    Другим командам не мешай.
    2) Настойчив будь, но не спеши.
    Своим ответом не смеши.
    3) Гордись успехами своими
    И уважай успех других.
    4) Не хвастайся сверх меры, не кричи -
    Зазнайства это палачи!
    Всё усвоили?
    Вперёд,
    Любознательный народ!
    Будет турнир занимательный,
    Слушайте задания внимательно,
    А кто уснёт, -
    Тот ни с чем и уйдёт!

    1. Представление имени существительного командами (приложение №1)

    • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
    • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
    • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

    2. Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
    *** Лежал, лежал
    Да в реку побежал. (Снег)
    *** Не живое,
    А на всех языках говорит. (Эхо)
    *** День и ночь стучит оно,
    Словно бы заведено.
    Будет плохо,
    Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
    *** За тобою он плетётся,
    Хоть на месте остаётся. (След)
    *** Зверь я горбатый,
    А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
    *** Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадёт.
    И никуда я не иду,
    Пока он не пройдёт. (Дождь)
    *** Круглые глаза мигают,
    Хищный клюв - всегда крючком.
    По ночам она летает,
    Спит в дупле погожим днём. (Сова)
    *** И в дождь, и в зной
    Надёжный друг
    Укрыться нам поможет:
    Протянет он десятки рук
    И тысячи ладошек. (Дерево)
    *** Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой взмахнёт -
    В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
    *** Какое домашнее животное любит
    Смотреть на новые ворота? (Баран)
    *** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
    *** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
    *** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
    *** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
    *** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

    3. Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

    • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж);
    • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число, именительный падеж);
    • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

    Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
    (Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

    4. «Аукцион» (слайд №2)
    А) Знакомство с понятием.
    Аукцион (лат.яз.) - способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую цену

    Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

    • ФИО известных писателей;
    • ФИО известных композиторов;
    • ФИО известных художников

    (За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

    5. «Бумеранг» (слайд №2)
    А) Знакомство с понятием
    Бумеранг (англ. яз.) - изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

    Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

    • Жюри (строгое)
    • Кольраби (вкусная)
    • Шимпанзе (весёлый)
    • Рояль (чёрный)
    • Такси (новое)
    • Кофе (чёрный)
    • Кафе (красивое)
    • Мадам (пожилая)
    • Салями (свежая)
    • Тбилиси (красивый)
    • Тюль (новый)
    • Сухуми (замечательный)
    • Мозоль (шершавая)
    • Повидло (кислое)
    • «Юманите» (утренняя)
    • Миссисипи (широкая)

    6. Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
    1. Земля - земель
    Туфля - Х

    2. Ботинки - ботинок
    Сапоги - Х

    1. Директор - директора
    Торт - Х

    2. Носки - носков
    Сапоги - Х

    1. Плейер - плейеры
    Профессор - Х

    2. Ананасы - ананасов
    Яблоки - Х

    7. Подберите антонимы.
    Злость (доброта)
    Трусость (смелость)
    Равнодушие (активность)
    Лень (трудолюбие)
    Лживость (честность)
    Ссора (дружба)

    8. Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
    1. «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

    • бутерброд
    • шпаргалка
    • комар

    2. «Собери слова»
    Совет- -щик-
    Гон- -онок-
    Медвеж- -чик-
    Велосипед- -ик-
    Хваст- -ун-
    Нож- -ист-
    Замоч- -ек-

    3. Подберите существительные к словам:
    Полоскать…
    Поласкать…
    Отварить…
    Отворить…
    Сидеть…
    Седеть…

    9. Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше существительных из букв слова существительное.
    (Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

    10. Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11)

    1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
    2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
    3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

    Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
    Снежное покрывало всю землю покрывало.
    Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

    11. «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
    Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет - наш друг и незаменимый помощник!
    (Приложение к учебнику русского языка)

    12. Подведение итогов. Награждение победителей.

    Приложение №1
    Представление командами имени существительного.
    1) Команда «АБВГДейка» (Сценка)
    Всем привет!

    Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу - буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

    Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность - непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня - быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

    Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

    А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…
    В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
    Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

    2) Команда «Почемучки» (Инсценировка)
    Капризная иностранка
    Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
    - Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
    - Пардон, - сказало Иностранное Существительное. - Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
    - Но как же Вы тогда будете склоняться? - удивился Словарь.
    - Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
    - Позвольте, - возмутился Словарь. - Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
    - Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
    - Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
    Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

    Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

    Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

    Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

    Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

    3) Команда «Лингвистята» (Песня)
    Здравствуйте!
    Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на -мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание -и. А в творительном падеже у нас окончание -ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
    Есть история про племя.
    Лишь весной наступит время,
    Племя мирно сеет семя,
    Хоть пахать и сеять - бремя.
    У коровы полно вымя,
    Папуаске нужно имя
    Для сынишки сочинить
    И корову подоить.
    Но вожак наш - ногу в стремя,
    Прилепив перо на темя,
    Над собою поднял знамя,
    Раздувает распри пламя:
    Призывает всех опять
    Не работать - воевать!
    Но не хочет племя вновь
    Проливать напрасно кровь,
    Всем милее мирный путь…
    Песню нашу не забудь!


    Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
    На странице приведен фрагмент.
    Статьи по теме