Игра по химии "первоначальные химические понятия". Презентация - первоначальные химические понятия Массовое число Заряд иона

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками. Вещества. Свойства веществ.

Методы познания в химии. Правила ТБ.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения веществ (способы очистки веществ).

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Химические элементы. Относительная атомная масса. Атомная единица массы.

Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества.

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расстановка коэффициентов.

Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

5. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

6. Компакт-диски «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы», «Химия. 8 кл.».

Лабораторные опыты

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).

5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

1-5,10

Тема 3. Кислород. Горение (6 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Медленное окисление.

Демонстрации

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

4. Опыты, выясняющие условия горения.

5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа

1. Получение и свойства кислорода.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 4. Водород (4ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности и его физические свойства. Химические свойства. Водород - восстановитель. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Демонстрации

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты

1. Получение водорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи

1. Решение различных типов задач.

Практическая работа

2. Получение и свойства водорода

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 5. Вода. Растворы (8ч)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации

1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов веществ индикатором.

3. Реакция нейтрализации.

4. Видеофильм «Вода»

Практическая работа

1. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи

1. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-5,7


Для обозначения химических элементов были введены химические символы. Каждый элемент имеет собственный символ. Символы обычно состоят из начальных букв латинских названий элементов. Например, кислород - Охуgenium - обозначают буквой О, углерод - Carboneum - буквой С и т. д. Если начальные буквы названий различных элементов одинаковы, то к первой букве добавляют вторую. Например, начальная буква латинского названия натрия (Natrium) и никеля (Niccolum) одна и та же, поэтому символы их соответственно обозначаются как Na и Ni.


Если под символом химического элемента подразумевать его атом, то, используя символы, можно составлять химические формулы веществ. Химическая формула - это изображение состава вещества посредством химических символов. Например, формула Н 2 SO 4 показывает, что в состав молекулы серной кислоты входят водород, сера и кислород и что эта молекула содержит 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода. Цифры справа внизу после символа элемента указывают на количество атомов этого элемента в молекуле вещества и называются индексами.


Зная валентность элементов, можно составить химическую формулу данного вещества. Валентность - это сложное понятие. Поэтому существует несколько определений валентности, выражающих различные стороны этого понятия. Вот наиболее общее определение: Валентность - это свойство атома одного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определенное количество атомов другого элемента. За единицу валентности принята валентность атома водорода. В таких примерах, как СаО, СО, ВаО, это делается просто: число атомов в молекулах одинаково, поскольку валентности элементов равны. А если валентности неодинаковы? Как в этом случае составить химическую формулу? Надо помнить, что в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если валентность Мn в соединении равна 7, а валентность кислорода - 2, формула соединения будет Mn 2 O 7 (7*2=2*7)


Наличие химических формул для всех химических веществ позволяет изображать химические реакции посредством химических уравнений. Химическое уравнение показывает какие вещества вступили в реакцию (левая часть) и какие продукты образовались в результате (правая часть). 2Na + Cl 2 = 2NaCl Между левой и правой частями записи ставится равенство, если с помощью коэффициентов уравняли число атомов до и после реакции. Элементы при химических реакциях не возникают и не исчезают. Вступая в химическое взаимодействие, молекулы простых веществ одновременно с разделением на отдельные атомы теряют свои свойства.


За единицу атомной массы принята 1/12 массы атома углерода С 12, называемая атомной единицей массы (а. е. м.). Масса атома или молекулы, отнесенная к этой единице, называется относительной атомной или молекулярной массой и обозначается соответственно Аr или Mr. Относительная молекулярная масса Mr молекулы равна сумме относительных атомных масс Аr всех атомов, составляющих молекулу. Например, Mr фосфорной кислоты Н 3 РO 4 равна * 16 = 98. Величины Аr и Мr являются безразмерными, их следует отличать от понятий массы атома или молекулы, выражаемых в атомных единицах массы.


Молекулы состоят из атомов. В зависимости от того, образована ли молекула из атомов одного и того же элемента или из атомов различных элементов, все вещества делят на простые и сложные. Простыми веществами называются такие вещества, молекулы которых состоят из атомов одного и того же элемента. Молекулы простых веществ могут состоять из одного (Ne, Кг и т. д.), двух (О 2, H 2 и т. д.) и большего числа атомов (S 8) одного элемента.


Один и тот же элемент может образовывать несколько простых веществ. Способность химического элемента существовать в виде нескольких простых веществ называют аллотропией. Простые вещества, состоящие из одного и того же элемента, называют аллотропическими видоизменениями этого элемента. Видоизменения одного и того же элемента могут отличаться числом (O 2 и О 3) или расположением (алмаз, графит) одних и тех же атомов в молекуле. Аллотропия – одно из подтверждений различия между простым веществом и химическим элементом. Молекула кислорода Молекула озона


Сложными веществами или химическими соединениями называются такие вещества, молекулы которых образованы из атомов двух и более элементов. Например: Н 2 O, NO 2, СаSO 4 и т. д. Атомы, вступившие в химическое соединение друг с другом, изменяются, оказывая друг на друга взаимное влияние. Поэтому молекулы сложного вещества обладают присущими только им свойствами. Например: 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода, а не из веществ - водорода и кислорода.


Был открыт французским химиком Прустом: всякое чистое вещество (химическое соединение), каким бы путем оно ни было получено, имеет строго определенный и постоянный состав (качественный и количественный). Например, вода может быть получена в результате следующих химических реакций: Cu(OH) 2 = H 2 O + CuO 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Са(ОН) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + 2Н 2 O Ясно, что молекула полученной различными способами воды всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Этот закон строго выполняется только для веществ молекулярного строения.


Впервые его высказал М. В. Ломоносов в письме к Эйлеру от 5 июня 1748 г., опубликованном на русском языке в 1760 г. В настоящее время закон формулируется следующим образом: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции. Из закона сохранения массы следует, что атомы элементов при химических реакциях сохраняются, не возникают из ничего, так же как и не исчезают в никуда, например, в реакции: 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Сколько атомов водорода вступило в реакцию, столько их останется и после реакции, т. е. число атомов элемента в исходных веществах равно числу их в продуктах реакции. Это используется при расстановке коэффициентов в уравнениях реакций.


Этот закон был высказан как гипотеза итальянским ученым Авогадро в 1841 г.: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Закон Авогадро распространяется только на газообразные вещества, так как в газах расстояния между молекулами намного больше их размеров. Поэтому собственный объем молекул ничтожно мал в сравнении с объемом, занимаемым газообразным веществом. Общий же объем газа определяется главным образом расстояниями между молекулами, примерно одинаковыми, для всех газов (при одинаковых условиях). В твердом и жидком состояниях объем одинакового количества молекул вещества будет зависеть от размеров самих молекул.

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях . Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности . Применение водорода . Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции . Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

1 из 18

Презентация - Первоначальные химические понятия

833
просмотра

Текст этой презентации

Подготовила учитель химии Алимова Э.Н. МОУ «Вольновская школа» Республика Крым, П.Вольное
2015 г.
Внеклассное мероприятие по теме «Первоначальные химические понятия»

обобщить первоначальные химические понятия; уметь составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, проводить опыты по разделению смесей, умения использования химической посуды и оборудования. Уметь работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Цели:

Конкурс №1 «Разминка»
Что изучает наука химия? Что называется веществом? Что называется атомом? Что такое молекула? Какие вещества называются сложными? Что называется формулой? Что обозначает индекс и коэффициент? Как вычисляют относительную молекулярную массу? Как рассчитать массовую долю элемента в соединении? Озвучьте закон сохранения массы веществ.

Конкурс №2 «Отгадай ребус»
Команда №1 . Mg B Fe K C Pt (молекула) 1 2 3,4 1 1 2,3 Li S H Hg Ca Fe Cu (Лавуазье) 1 4 1 3 2 5 4, 2 Команда №2 As V C Na He (явление) 5 1 3, 4 1, 5 2 Li Sn Cu Os Na Sn S Os W) по первым буквам.

Конкурс №3 «Определи явление» Определить тип явления, выписать букву, соответствующую правильному ответу. Команда 1
№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи н о
2 Сушка белья б и
3 Ржавление железа у р
4 Испарение воды а л
5 Протухание яйца т з
6 Таяние льда о д
7 Плавление свечи в и
8 Гниение древесины з а
9 Образование инея н ю
10 Горение дров в и
11 Ковка металла е к
12 Образование тумана о м
13 Почернение серебряной ложки а с
14 Действие уксуса на соду н а
15 Образование снежинок д ю
16 Скисание молока ы к
17 Квашение капусты м а
I команда

№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи к и
2 Сушка белья з а
3 Ржавление железа у м
4 Испарение воды е с
5 Протухание яйца ы н
6 Таяние льда е ф
7 Плавление свечи н и
8 Гниение древесины б и
9 Образование инея е ц
10 Горение дров ю з
11 Ковка металла а б
12 Образование тумана п о
13 Почернение серебряной ложки с а
14 Образование снежинок х и
15 Изгибание стеклянной трубки а т
16 Действие уксуса на соду? .
Команда 2

Физкультминутка
H2O
NO2
CuO
CaSO4
H2CO3
H3PO4
H2SO4
Mn(OH)2
HNO3
HNO2
NaCl
HCl
HBr
KNO3
Fe2O3
H2SiO3
Ca3(PO4)2

Конкурс №4«Признаки химических явлений»
Прочитайте отрывок из книги. Подчеркните упоминание химической реакции. Выпишите признак этой реакции. « - Я пробью тебя шпагой, как барана! – закричал купец и схватился за свою шпагу. Но шпага так отсырела на морском воздухе, что покрылась ржавчиной и ни за что не хотела вылезать из ножен». Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». «Доктор Окс… попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи… Электрический ток проходил через большие чаны, наполненные водой, которая разлагалась на водород и кислород». Ж.Верн. «Опыт доктора Окса».

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
1-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?» Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ образованных элементом кислородом и следующими элементами: Mn(VII); Cr(VI); Si(IV); P(V); Al(III); Mg; Hg(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с хлором, зная, что в данных соединениях он одновалентен: KCl; CaCl2; FeCl3; PCl5; ZnCl2; CrCl3; SiCl4. 2-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?». Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ, образованных элементом кислородом и следующими элементами: Сl(VII); S(VI); As(V); Pb(IV); B(III); Zn; Cu(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с серой, зная, что в данных соединениях она двухвалентна: Al2S3; Na2S; MgS; CS2; Ag2S; ZnS; H2S.

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
Команда 1 Задание №2 “Учись уравнивать.» Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакции. a) P+O2P2O5; б) NaNO3 → NaNO2 + O2 в) Al+CuCl2AlCl3+Cu. г) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O Команда 2 a) Fe+Cl2FeCl3; б) Zn+HCl→ZnCl2+H2 в) CH4C+H2. г) CuSO4+NaOH→NaSO4+Cu(OH)2

Физкультминутка
Правил безопасности много есть друзья Мы расскажем главные – Ведь без них нельзя! Опыт можно проводить только с разрешенья Так как могут не простить Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад) К носу совершай рукой Легкие движенья Вот тогда нюхач такой Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу) Чтоб разбавить кислоту Лил в нее водицу? Плохо! Видно за версту – Это не годится! (Круговые движения рук в локтевом суставе)

Химик же, наоборот, Вот как поступает Кислоты чуть-чуть прильет В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак) К пламени нельзя никак Низко наклоняться, Только, скажем так, чудак Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед) Из-под крана воду пить – Все - равно, что «Ваниш». Жажду можно утолить, Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках). Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).

Конкурс №6 «Практический»
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Конкурс №7 «Решение задач»
1)Вычислите массовые доли элементов Н3РО4, H2CO3 2) Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 40% меди, 20% серы и 40% кислорода. Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 24,7% калия, 35% марганца, 41% кислорода.

Конкурс №8 «Кто он?»
Задание: по описанию важнейших событий жизни и деятельности учёного назвать его имя. За правильный ответ после первой подсказки – 15 баллов, после второй – 10 баллов, после третьей – 5 баллов.
Он – гордость русской науки – воплотил в себе народный гений, широту и силу русского характера. На все века он оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить народу. Подсказка 1. Его исследования известны в области химии, физики, математики, астрономии, это был учёный – энциклопедист. Подсказка 2. Он был первым физико-химиком, создал первую химическую лабораторию и первый университет. «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»(А.С.Пушкин) Подсказка 3. Этот учёный сформулировал в своих трудах основные положения атомно – молекулярного учения

Конкурс «Кто он?»
Это был гениальный учёный, теория и практика всегда неразрывно сочетались в его деятельности. Он был страстным патриотом и смелым защитником прогрессивных идей. Подсказка 1. Этот учёный был избран почётным членом различных российских учебных заведений и научных обществ, многих иностранных академий наук. Подсказка 2. Известны его труды по физике, минералогии, метеорологии, экономике. Исследования свойств растворов привели учёного к выводу о химической природе процессов растворения Подсказка 3. Этот учёный смог объединить разрозненные химические знания в определённую систему и смог найти свойство, объединяющее все химические элементы.

Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – все выброшу

Спасибо за урок!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

Важнейшим разделом современного естествознания является химия – наука о веществах и превращениях их друг в друга.

Химия имеет огромное значение в жизни общества. Без использования достижений химии были бы невозможны такие завоевания человечества, как освоение космического пространства и использование атомной энергии в мирных целях.

Химия играет огромное значение в решении наиболее актуальных и перспективных задач современности. К таким задачам, в первую очередь, относятся:

Повышение эффективности искусственных удобрений с целью увеличения урожайности в сельском хозяйстве;

Синтез продуктов питания из несельскохозяйственного сырья;

Синтез новых веществ и композиций, обладающих необходимыми свойствами;

Получение новых источников энергии;

Изучение механизмов различных биохимических процессов с целью их воспроизведения в искусственных условиях;

Освоение океанических источников сырья;

Разработка и получение новых фармакологических препаратов;

Охрана окружающей среды.

Основным объектом изучения химии являются вещества , из которых состоят все окружающие нас предметы. Веществом называется всё то, что имеет массу и объём. Капли дождя, иней на ветках, туман над рекой состоят из одного вещества – воды.

В настоящее время известно более пяти миллионов веществ, и этот список практически ежедневно пополняется. Все вещества изучаются и получают своё название, поскольку, несмотря на наличие сходных, каждое вещество имеет свои индивидуальные свойства.

При изучении свойств веществ, химия не ограничивается только внешними качествами (прочность, цвет) или количественными (масса, температура плавления и кипения, плотность и т.д.) наблюдениями. Химия также не ограничивается теми внутренними изменениями, которые происходят с веществами в результате физических явлений – явлений, не связанных с превращениями одних веществ в другие. Примером физических явлений служит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое (превращение жидкой воды в пар при нагревании или в лёд при охлаждении).

Главная задача химии – выявление и описание таких свойств веществ, благодаря которым становятся возможными превращения одних веществ в другие в результате химических явлений, или химических реакций .

Возможность протекания химических реакций возникает благодаря особой форме движения материи, которая занимает промежуточное положение среди пяти основных форм движения материи, перечисляемых ниже в порядке увеличения сложности:

Механическое перемещение тел в пространстве;

Физические изменения;

Химические изменения;

Органические изменения;

Социальные процессы.

Чтобы иметь правильное представление о различных формах движения и способности к их взаимопревращениям, следует знать, что при возникновении более сложных или высших форм движения из более простых низшие формы не исчезают и высшие формы не возникают вместо них (например, многие химические изменения происходят под действием теплоты, а биологические изменения являются результатом ряда связанных химических изменений). Новая, более сложная форма движения материи существует как высшее единство прежних форм, включая их в себя, но обладает своими, только ей присущими особенностями, которых нет у породивших ее простых форм. В обратном процессе превращения высших форм в низшие последние не рождаются вновь, а лишь снимается высшее единство, которое обусловливало качественные особенности сложных форм движения.

Возникновение особой формы движения материи – химических превращений – связано с взаимодействием атомов, приводящих к образованию молекул. Движение последних лежит в основе физических процессов.

Атом (от греч. неделимый) – наименьшая частица элемента, являющаяся носителем определенных химических свойств.

Химический элемент – составная часть вещества, построенная из одинаковых атомов.

С учетом современных представлений о строении атома, химический элемент – составная часть вещества, построенная из атомов с одинаковыми зарядом ядра и электронными оболочками.

Каждый химический элемент обозначается особым знаком (символом), представляющим собой первую букву или же первую и одну из последующих букв латинского названия элемента.

С понятием химического элемента тесно связано понятие простого вещества, т.е. вещества, состоящего из атомов одного и того же вида. В природе лишь некоторые вещества существуют в виде совокупности индивидуальных атомов одного вида (благородные газы). К простым веществам относятся также вещества, состоящие из молекул, возникающих при взаимодействии атомов одного и того же химического элемента (галогены ).

При взаимодействии атомов одного химического элемента с атомами другого образуются молекулы химического соединения (сложного вещества) – вещества, состоящего из атомов разных видов.

Наряду с химическими соединениями существуют смеси , которые, как и химические соединения, состоят из атомов разных видов. Существенное отличие химического соединения от смеси заключается в том, что взаимодействие различных атомов приводит в случае образования химического соединения к образованию молекул одного вида. Напротив, смеси состоят из молекул разного вида.

Молекула – наименьшая частица простого вещества или химического соединения (сложного вещества), являющаяся носителем определенных химических свойств.

Химические свойства веществ существенно зависят от присутствующих в них примесей. Поэтому для абсолютно чистых веществ – простых тел и химических соединений – вводится понятие химического индивида , состоящего только из атомов или молекул определенного вида. Очевидно, что получение абсолютно чистых веществ практически невозможно, хотя в настоящее время существуют методы, позволяющие снизить содержание примесей до нескольких атомов на элемента.

Наличие химической азбуки – знаков (символов) химических элементов – позволило ввести для всех химических индивидов химические формулы, отражающие их состав. Химическая формула простого вещества обозначается химическим знаком элемента с индексом, указывающим число атомов в молекуле (химические формулы галогенов ). Единичный индекс в химической формуле не указывается (благородные газы ).

Химическая формула сложного вещества отражает, помимо его элементного состава, количественные соотношения между числом атомов различных элементов в молекуле (например, , сахароза и т.д.). Для твердых веществ, не имеющих молекулярного строения в химических формулах, учитывается простейшее сочетание их атомов (например, ).

Наличие химических формул для всех химических веществ позволяет изображать химические реакции посредством химических уравнений .

В таблице приведены основные типы химических реакций.

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ .

РЕАКЦИЯ

ОБЩАЯ СХЕМА ПРИМЕРЫ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ
Соединение

Статьи по теме