© Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос. Космонавт Шкаплеров: они прилетели из космоса и поселились на МКС Герой Российской Федерации



Ш каплеров Антон Николаевич – лётчик-космонавт РФ, 111-й космонавт России и 524-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», полковник.

Родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь (Крым). В 1989 году окончил среднюю школу № 30 в Севастополе. В 1989-1992 годах учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1997 году – факультет «Летательные аппараты» Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в 2010 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

В 1997-1998 годах проходил службу в строевой части ВВС в Калужской области, в посёлке Шайковка. В 1998-2003 годах старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем командир эскадрильи авиационного полка ВВС в посёлке Кубинка Московской области. Освоил самолёты Як-52, Л-39, МиГ-29. Общий налёт более 500 часов. Выполнил свыше 300 прыжков с парашютом. С августа 2012 года полковник А.Н.Шкаплеров ‒ в запасе.

Ещё в 1995 году, во время обучения на втором курсе Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в течение двух недель проходил медицинскую комиссию в рамках 12-го набора в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). 12 сентября 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии.

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке, которую завершил 28 июня 2005 года, сдав государственные экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения о его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на Международной космической станции (МКС-22, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20В). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен был стартовать на корабле «Союз ТМА-17» в ноябре 2009 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Федерального космического агентства (Роскосмос) плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА-21» 31 марта 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29, старт на корабле «Союз ТМА» 30 сентября 2011 года). А 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и 19 ноября был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-17» 20 декабря 2009 года был дублёром командира корабля.

В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с А.А.Иванишиным и Даниэлом Кристофером Бёрбанком (США) участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».

4 марта 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ (тренажёр корабля «Союза ТМА»). 5 марта 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. Комиссия ЦПК оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично». 11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». Во время старта корабля «Союз ТМА-21» 4 апреля 2011 года был дублёром командира корабля.

22 августа 2011 года на заседании Государственной медицинской комиссии в ЦПК был признан годным к космическому полёту в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22». 1 сентября 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 2 сентября 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ. 12 ноября 1011 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера 29-й и 30-й основных экспедиций на МКС с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года. Стартовал вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком. 16 ноября 2011 года «Союз ТМА-22» успешно пристыковался к МКС, а 27 апреля 2012 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 88 км северо-восточнее города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полёта совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии назначен в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 (командир ТК «Союз ТМА-15М» (планируемая дата старта – 30 ноября 2014 года) и МКС-43, бортинженер МКС-42) и в дублирующий экипаж МКС-40/41 (командир ТК и МКС-41, бортинженер МКС-40). С 31 января по 1 февраля 2013 года успешно прошёл тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.

У казом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Полковник (30.12.2009), лётчик-космонавт РФ (2013), военный лётчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз. Награждён медалями.

Почётный гражданин города Севастополя Республики Крым (11.09.2012) и города Гагарина Смоленской области (6.03.2013).

Лётчик-космонавт Российской Федерации Шкаплеров Антон Николаевич, уроженец Севастополя и почётный гражданин города-героя.

В четверг, 11 июня с Международной космической станции успешно вернулись на Землю космонавты Антон Шкаплеров, первая женщина-астронавт Итальянского космического агентства Саманта Кристофоретти и

астронавт НАСА Терри Вертс. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз» приземлился в запланированном районе Казахстана.

Космонавты Антон Шкаплеров, Саманта Кристофоретти и Терри Вертс провели на орбите в Международной космической станции в общей сложности 200 дней.

Возвращение участников 43-й экспедиции было отложено было отложено почти на месяц из-за аварии грузового корабля «Прогресс», который после запуска 28 апреля не откликался на команды с Земли. Грузовой корабль «Прогресс» начал неконтролируемо вращаться, не смог долететь до Международной космической станции, и 8 мая 2015 года сгорел в плотных слоях земной атмосферы.

Антон Шкаплеров родился 20 февраля 1972 года в Севастополе, он учился в школе №30 в Балаклаве. Со школьных лет Антон Шкаплеров мечтал связать свою жизнь с авиацией и космонавтикой. После школы Антон поступил в Черниговское Высшем военное авиационное училище летчиков, профессией военного летчика овладевал в в Качинском Высшем военном авиационном училище летчиков.

Антон Шкаплеров окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского по специальности «Летчик-инженер-исследователь». В 2003 году Антон Шкаплеров был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общей космической подготовки, а в 2005 году ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

14 ноября 2011 года стартовал космический корабль «Союз ТМА-22», командиром которого был наш земляк, космонавт Шкаплеров Антон Николаевич. В 2012 году Антон Шкаплеров был в составе основной экспедиции МКС -29/30, в качестве бортинженера.

После 165-суточного полёта на Международной космической станции экипаж МКС-30 в составе российских космонавтов Антона Шкаплерова, Анатолия Иванишина и американского астронавта Дэниел Бербэна успешно завершили полёт и вернулись на Землю 27 апреля 2012 года, сообщили на сайте Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина.

Новый экипаж Международной космической станции (МКС), который отправится на орбиту 17 декабря на корабле "Союз", сейчас завершает экзаменационные тренировки. Экипаж завершит предполетные экзаменационные тренировки 29 ноября. Командир нового экипажа российский космонавт Антон Шкаплеров рассказал в интервью ТАСС о невесомости и вкусе орбитальной еды, о новом скафандре, предстоящем в феврале выходе в открытый космос по российской программе и космических "поселенцах", обнаруженных на станции.

- Расскажите про талисман нового экипажа.

Официально он называется индикатором невесомости. Обычно это небольшая детская игрушка, и как правило, ее выбирают дети кого-то из членов экипажа. У меня дочь сейчас в пятом классе учится, и она уже в третий раз выбирает игрушку. Это будет маленький серый плюшевый пудель - у нас просто дома такой же бегает. Сейчас игрушка сдана врачу-эпидемиологу. Ее проверят, и если дадут сертификат, то я возьму пуделя на Байконур и, когда уже буду садиться в корабль и закрывать люк, закреплю на люк.

В момент старта он будет натянут на веревке, то есть будет понятно, что мы летим с ускорением. А когда попадем в невесомость, он начнет плавать, и мы поймем, что уже в космосе. Мы жестко притянуты к своим ложементам в корабле, и в первые моменты совсем не чувствуем невесомость, поэтому нужна такая игрушка-индикатор.

- Что нужно сегодня, чтобы стать космонавтом, какие требования?

Главные требования - здоровье, хорошая физическая форма, образование (желательно техническое). Также хорошо бы отработать в своей отрасли лет пять и как-то себя зарекомендовать: стать кандидатом наук, заниматься какой-то научной тематикой, потому что главная цель полета человека в космос - это выполнение космических экспериментов на МКС.

Какие самые сложные испытания у космонавтов во время подготовки к полету? Сколько лет приходится ждать первый полет в космос?

В среднем сегодня космонавты ожидают первого полета от шести до девяти лет

В среднем сегодня космонавты ожидают первого полета от шести до девяти лет. Я, к примеру, на восьмом году полетел. Я считаю, это нормально, тем более что я сразу полетел командиром экипажа и в полугодовую миссию.

А в подготовке нашей легкого мало. Очень много теории и различных испытаний. Летаем на самолетах, прыгаем с парашютами, ходим под воду - это водолазные тренировки со скафандрами, тренируемся выживать в различных климатических зонах. Также у нас огромное количество других тренировок.

Как человек ощущает невесомость во время космического полета? Насколько ему становится плохо? Как быстро космонавты к этому адаптируются?

Так как я летчик-истребитель, то адаптация к невесомости у меня проходит довольно быстро. Как человек переносит невесомость, зависит от конкретного организма - что ему природой заложено, а также от того, как он натренирован. Есть люди, которые хорошо переносят, а есть - которые не очень. Если человека не укачивает, когда он летает на самолете или долго едет на машине, или ходит на корабле, то у него в принципе хороший вестибулярный аппарат и вряд ли он испытает сильные неприятные ощущения в невесомости.

Если все же его укачивает, то в космосе ему будет плохо, но только первое время. Я многих видел и космонавтов, и астронавтов, которым было плохо от невесомости. Однако через две недели даже самые плохо подготовленные или генетически предрасположенные к укачиванию успевают адаптироваться.

Кроме вестибулярного аппарата в невесомости есть проблема с перераспределением крови: когда нет гравитации, наша кровеносная система первое время работает как обычно, но потом происходит распределение крови по-другому: вся она собирается в верхней части тела, в результате, в частности, повышается кровяное давление. Из-за этого даже внешне у космонавтов на станции лица немного округлые, а глаза немного прищурены. Чтобы это себе представить, нужно стать кверху ногами и целый день так проходить, ощущения будут примерно такие же. Но и к этому организм день за днем привыкает.

В первом полете у меня привыкание проходило немного сложнее, а во втором было уже совсем легко - помогли и тренировки, и опыт, и обычные лекарства против укачивания.

Какие спортивные упражнения космонавты обязательно выполняют на орбите? Может быть, кто-то использует индивидуальную систему тренировок?

Есть базовые упражнения - это велотренажер, беговая дорожка. Также у нас за каждым экипажем закреплен тренер, который может немного менять количество упражнений или рекомендовать какие-то новые упражнения, которые не входят в базовый комплекс. Он знает, как мы подготовлены, знает специфику полетов и уже индивидуально разрабатывает нам упражнения.

В день на орбите под занятия спортом отводится по 2,5 часа

В день на орбите под занятия спортом отводится по 2,5 часа и никто не имеет право их отменить, так как от этого напрямую зависит, вернется ли космонавт здоровым, чтобы после реабилитации нормально продолжать жить. Могут отменить выход в открытый космос, даже сон могут отменить, но занятия физкультурой - это железно.

- Какие-то профилактические медицинские препараты космонавты на орбите употребляют? Для чего?

Иллюминаторы в станции имеют защиту от ультрафиолета, и когда миссия длится долго, начинает не хватать витамина D, который вырабатывается под действием солнечного излучения. Кроме того, питание консервное - нет свежих фруктов и не хватает ряда витаминов. Поэтому мы обязательно употребляем на станции различные витаминные добавки.

Также мы периодически сдаем прямо на орбите анализы, и по их результатам врач на Земле, который ведет экипаж, может назначить какие-то препараты. Обычно это тоже мультивитамины.

- Из чего состоит рацион питания космонавтов? Это вкусно или так себе?

Рацион очень разнообразный, его готовит и российская сторона, и европейская, и американская, и японская. Но все это, конечно, не свежее: либо в консервах, либо восстановленное. Через месяц-два это все приедается, и толком ничего есть не хочешь, аппетита нет как такового: открываешь очередной ящик с едой, которая на Земле хорошо бы пошла, смотришь на нее и ничего не хочешь; ешь просто потому, что надо есть. Спасают приправы.

Вкусности присылают родные, но их немного - пять килограмм всего положено космонавтам, и там не только еда. Эти посылки приходят с "Союзами" и "Прогрессами", там могут быть, например, свежие яблоки, апельсины, лук, чеснок. Но их ненадолго хватает.

- Чего вам особенно хочется на орбите из еды?

Да всего хочется, что можно на Земле: шашлыка свежего и борща, селедки под шубой или жареной картошки. На станции не хватает любой нормальной еды.

Какие ощущения испытываешь, когда снова оказываешься под действием притяжения на Земле после космического полета?

В первые минуты на Земле чувствуется ее громадное притяжение, тяжело руку поднять

В этой ситуации кровь, наоборот, оттекает от головы и уходит в нижнюю часть тела, головному мозгу не хватает кислорода. Можешь начать терять сознание. В первые минуты на Земле чувствуется ее громадное притяжение, тяжело руку поднять, даже веки начинают закрываться под их собственной тяжестью. Поэтому нас носят на руках, и первые дни мы в основном проводим сидя и полулежа. Много времени уходит на бассейн - там легче идет первый этап острой адаптации к гравитации.

- Как быстро происходит адаптация?

Тут, как в случае с невесомостью, также все зависит от человека. Первый этап наступает через несколько дней, а так мы в профилактории находимся три недели. В принципе, когда ты уже можешь сам стоять, просят встать вертикально и простоять десять минут; если получается, могут домой на ночь отпустить под пристальным контролем. Если плохо станет - звонишь врачу.

Но тут тоже все индивидуально - кого-то на третий день отпускают, кого-то через неделю или даже десять дней.

- Есть ли ограничения по числу полетов на орбиту?

Нет, никаких ограничений нет, все зависит от человека и его здоровья, но больше чем о шести полетах я пока не слышал.

Неоднократно сообщалось об эксперименте по поиску жизни на внешней обшивке МКС. В чем заключается этот эксперимент, что космонавты делают во время его проведения? Откуда жизнь на обшивке МКС?

Есть такой эксперимент, он состоит из нескольких частей. Во-первых, во время выхода выносятся специальные планшеты и устанавливаются на внешней обшивке станции. В них содержатся различные материалы, которые сейчас применяются в космосе и которые в будущем хотят использовать для изготовления космических аппаратов. Эти планшеты находятся вне станции годами. Через определенное время мы их забираем, доставляем на Землю, и специалисты, ученые смотрят, что там есть.

Нашли бактерии, которые там три года на поверхности прожили в условиях космического пространства

Сейчас нашли бактерии, которые там три года на поверхности прожили в условиях космического пространства, где вакуум и температура колеблется от минус 150 до плюс 150, и остались живы. Такие эксперименты называются "Тест" и "Биориск".

Кроме того, во время выходов мы берем ватными тампонами мазки с внешней стороны станции. Нам с Земли указывают, где нужно взять мазок, например, в месте скопления отходов топлива, выбрасываемых при работе двигателей, или в местах, где поверхность станции более затемнена, или, напротив, где чаще попадает свет солнца. Эти тампоны мы тоже доставляем на Землю.

И теперь выяснилось, что откуда-то на этих тампонах обнаружились бактерии, которых не было при запуске модуля МКС. То есть они откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки. Пока они изучаются и, похоже, никакой опасности не несут.

- Вам предстоит выполнить в ходе полета выход в открытый космос. Какая планируется программа?

Основная задача выхода - поменять электронный блок у антенны системы ретрансляции "Луч". Есть такая у нас спутниковая антенна в российском сегменте, которая была доставлена на МКС вместе со служебным модулем "Звезда" во времена сборки станции. Тогда предполагалось, что в скором времени появятся спутники-ретрансляторы "Луч" и мы через них будем иметь прямую связь с Землей. Но, к сожалению, это были 2000-е годы и финансирование было недостаточным, спутники созданы не были.

Эта антенна без дела провела в космосе 17 лет, и хотя она физически работает, но элементная база там уже устарела. Созданные сегодня спутники системы "Луч" работают на новой элементной базе. Поэтому, чтобы заработала вся система ретрансляции для МКС, нужно поменять на антенне электронный блок - абонентскую аппаратуру ретрансляции.

Сложность заключается в том, что, когда запускали этот служебный модуль с антенной, никто и не думал, что придется менять этот блок в космосе. Поэтому нам предстоит очень непростая и ювелирная работа: придется в толстых перчатках скафандра десятки болтов открутить, демонтировать блок и поставить новый. Для этого изобрели три вида инструментов. Одним будем откручивать, если не пойдет - вторым, опять нет - третьим. Причем ранее, во время предыдущих выходов, никто не пробовал работать в том месте, где стоит антенна. Надеюсь, что мы все сделаем и у нас заработает наша связь "борт - Земля" через систему ретрансляции "Луч" (в настоящее время российский сегмент пользуется системой ретрансляции НАСА, когда МКС находится вне зоны прямой видимости с территории России - прим. ТАСС).

Возможно, позапускаем какие-то микроспутники

Также есть дополнительные работы во время этого выхода. В частности, нужно будет, если хватит времени, отключить и демонтировать измерительные блоки от эксперимента "Обстановка" с последующей утилизацией методом отброса от МКС, забрать некоторые образцы с обшивки станции.

Возможно, позапускаем какие-то микроспутники. Они запускаются в определенном направлении руками, и надо, чтобы они не вращались. Выход в открытый космос у меня запланирован на 2 февраля.

- Как вам новый скафандр?

В новый скафандр добавили автоматическую регулировку температуры - это как в машинах климат-контроль. Раньше нужно было вручную делать теплее или холоднее, в зависимости от того, на какой стороне находится станция во время выхода: на солнечной или теневой. Сейчас это все делает автоматика, которая перераспределяет водяные потоки внутри специального терморегулирующего водяного костюма, надетого на тебе под скафандром.

В новом скафандре изменился материал гермооболочки - вроде он стал жестче, ну это нужно выйти и поработать, тогда смогу сделать заключение.

Беседовала Валерия Решетникова

Летчик-космонавт РФ, отряд ФГБУ ЦПК

Дата и место рождения:

ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1989 году окончил среднюю школу в г. Севастополе и поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков.

В 1992 году перевелся в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил с отличием по специальности «Командная тактическая авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер» в 1994 году.

После окончания училища был зачислен на первый курс в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и окончил ее в 1997 году по специальности «Испытание летательных аппаратов» с присвоением квалификации «летчик-инженер-исследователь».

С 2006 года по 2010 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и окончил ее с отличием по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».

В 2014 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

ОПЫТ РАБОТЫ:

После окончания академии имени Н.Е. Жуковского проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика. С 1998 года служил старшим летчиком-инструктором авиационной группы высшего пилотажа «Небесные гусары» Центра показа авиационной техники ВВС на авиабазе Кубинка Московской области. Освоил самолеты ЯК-52, Л-39, МиГ-29. Общий налет составляет более 500 часов. Выполнил более 300 прыжков с парашютом.

Военный летчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

В 2003 году был зачислен в отряд космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.

С июня 2003 года по июль 2005 года проходил общекосмическую подготовку. В июле 2005 года А.Н. Шкаплерову была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С июля 2008 года по ноябрь 2009 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-22/23 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.

С декабря 2009 года по март 2011 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА», бортинженера МКС.

С апреля по сентябрь 2011 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-29/30 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС.

С января 2013 года по май 2014 года готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-40/41 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

С июня по ноябрь 2014 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-42/43 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

С октября 2016 года по март 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-54/55.

С марта по сентябрь 2017 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-53/54 в качестве командира ТПК «Союз МС-06» и бортинженера МКС.

С сентября 2017 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-54/55 в качестве командира ТПК «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ:

1-й космический полет А.Н. Шкаплеров совершил с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-22» и бортинженера МКС-29/30. В ходе полета выполнил выход в открытый космос длительностью 6 часов 15 минут. Продолжительность полета составила 165 суток.

2-й космический полет совершил с 24 ноября 2014 года по 11 июня 2015 года в качестве командира ТПК «Союз ТМА-15М» и бортинженера МКС-42/43. В соответствии с программой полета А.Н. Шкаплеров выполнил работу с российскими транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и европейским ATV, встретил ТПК «Союз ТМА-16М». В период деятельности на борту МКС космонавт провел около 50 научно-прикладных исследований и экспериментов, выполнил бортовые фото-, видеосъемки. Продолжительность полета составила 199 суток.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

Герой Российской Федерации, медаль «Золотая Звезда»;

почетный знак «Летчик-космонавт РФ»;

орден «За заслуги перед отечеством» IV степени;

медали Министерства обороны Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II и III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».

Почетный гражданин города-героя Севастополя и города Гагарина Смоленской области.

УВЛЕЧЕНИЯ: теннис, футбол, бадминтон, гольф, рыбалка.

Космонавт: Шкаплеров Антон Николаевич (20.02.1972 г.)

  • 111-й космонавт России (524-й в мире);
  • Длительность полета (2011 г.): 165 сут. 07 ч 31 мин;
  • Длительность полета (2015 г.): 199 сут. 16 ч 43 мин.

20-го февраля 1972-го года в Севастополе, УССР, появился на свет будущий летчик-космонавт Антон Николаевич Шкаплеров. В 17 лет Антон завершил среднюю школу в Севастополе, после чего отправился на обучение в Черниговское ВВАУЛ. Однако, после распада Советского Союза Шкаплеров пожелал остаться в рядах Российской армии, и по этой причине был переведен в Качинское ВВАУЛ. Данное авиационное училище он окончил с отличием в 1994-м году. Через три года будущий космонавт стал выпускником Военной инженерной академии Жуковского, где получил диплом в области исследований, а также испытаний летательных аппаратов.

После завершения обучения в училище, с 1997-го по 1998-й год Антон Николаевич служил в строевой части военно-воздушных сил в Калужской области. Далее проходил службу в пилотажной группе Центра показа авиатехники. До 2003-го года был командиром эскадрильи ВВС в пос. Кубинка, Московская обл. Имел опыт в управлении такими самолетами как Л-39 и МиГ-29.

Космическая подготовка

В сентябре 2002-го года Антон Николаевич получил допуск к тренировкам от Главной Медкомиссии. В мае 2003-го года Шкаплерова зачислили в космонавты для прохождения дальнейшей двухлетней общей космической подготовки. Сдав «на отлично» государственные экзамены, в июле 2005-го года Антон Шкаплеров получает квалификацию «космонавт-испытатель». Следующие шесть лет Антон Николаевич готовится к космическим экспедициям на МКС. Проходит тренировки по выживанию, экзамены на тренажерах – моделях космических аппаратов. В результате длительной подготовки был назначен командиром корабля «Союз ТМА-22».

Кроме того, в 2006-м году Антон Николаевич начинает учебу в академии госслужбы при президенте, в сфере юриспруденции.

Космические полеты

14-го ноября 2011-го года командир экипажа, космонавт А. Шкаплеров, а также бортовые инженеры А. Иванишин и Д. Бербанк (США) отправились в сторону МКС на борту корабля «Союз ТМА-22».

После успешной автоматической стыковки со станцией, космонавты Иванишин и Шкаперов приняли смену командования российским сегментом станции от . За время, проведенное на борту МКС, Антон Николаевич выполнил один 6-тичасовой выход в открытый космос для выполнения монтажных работ.

Спустя 165 суток, 27-го апреля 2012-го года космический аппарат «Союз ТМА-22» отстыковался от МКС и отправился в сторону планеты Земля.

Дальнейшая подготовка космонавта Шкаплерова была направлена на будущие экспедиции на МКС. Зимой 2013-го года участвовал в двухдневной тренировке по проведению работ после приземления спускового аппарата в лесисто-болотистой местности. Данная тренировка проводилась в подмосковном лесу и была успешно пройдена. Также Антон Николаевич пару раз «на отлично» сдал экзамены на тренажерах моделей космических кораблей. В 2014-м году был окончательно утвержден на роль командира основного экипажа «Союз ТМА-15М».

24-го ноября 2014-го года Антон Шкаплеров стартовал на борту космического аппарата «Союз ТМА-15М», вместе с бортовыми инженерами Терри Вертисом (США) и Самантой Кристофоретти (Италия). Спустя почти шесть часов группа космонавтов уже перешла на борт космической станции, где провела последующие 199 суток.

Статьи по теме